Менеджмент - это управление организацией, функционирующей в условиях рыночной экономики.
Понятие и причины конфликтов в организациях
Конфликт в организации - это открытая форма существования противоречий интересов, возникающих в процессе взаимодействия людей при решении вопросов производственного и личного порядка, сопровождающаяся столкновением противоположно направленных действий участников конфликта, вызванное расхождением интересов, норм поведения и ценностных ориентаций. Такие конфликты возникают вследствие несовпадения организационных правил и реального поведения членов коллектива. Организационные конфликты содержат проблемы, связанные в первую очередь с организацией и условиями деятельности. Причинами конфликтных ситуаций в организации могут стать следующие ситуации:
) когда работник не выполняет или игнорирует требования, предъявляемые ему со стороны организации. Например, работник не появляется на работе, нарушает трудовую дисциплину или некачественно выполняет возложенные на него обязанности;
) когда требования, предъявляемые к работнику, противоречивы или неконкретны. Например, неконкретная постановка задач или непродуманное распределение должностных обязанностей;
) когда имеются должностные, функциональные обязанности, но само их выполнение вовлекает участников трудового процесса в конфликтную ситуацию. Например, исполнение функций проверяющего, контроля над кем-либо.
В структуре конфликтов обычно выделяют:
) участников конфликта;
) конфликтную ситуацию как базу конфликта;
З) поведение, направленное на разрушение намерений другой стороны;
) границы конфликта.
Каждый конфликт можно подразделить на отдельные составляющие (этапы и фазы). Этапы и фазы конфликтов необходимо рассматривать от момента возникновения конфликта и до его разрешения. Это необходимо для прогнозирования конфликта, оценки и выбора технологий управления им.
Развитие конфликта от возникновения до решения следует подразделять на шесть этапов.
На этапе 1 «Возникновение и психологическая подготовка к урегулированию конфликта» зарождается конфликт, выявляются мотивы конфликтующих сторон.
Этап 2 «Определение истинной проблемы, вызвавшей конфликт» позволяет вскрыть истинную причину возникновения конфликта.
На этапе 3 «Поиски возможных вариантов решения конфликта» конфликтующие стороны осуществляют поиск всевозможных вариантов реальных путей урегулирования конфликта, наиболее подходящих для возникшей ситуации.
Этап 4 «Разработка и выбор вариантов решения конфликта» направлен на выбор и разработку наиболее реальных вариантов урегулирования конфликта, приемлемых для обеих противоборствующих сторон.
На этапе 5 «Процесс урегулирования конфликта» происходит реализация разработанных вариантов урегулирования конфликта.
Этапом 6 «Завершение процесса урегулирования конфликта» заканчивается процесс урегулирования конфликта, противоборствующие стороны признают, что конфликт исчерпан, отношения между ними сохраняются.
С этапами связаны фазы конфликта, которые следует подразделять с точки зрения реальных возможностей его разрешения. Такие фазы и этапы представлены в Таблице 1.
Таблица 1
№ п/п |
Наименование фазы конфликта |
Этап конфликта |
1 |
Начало конфликта |
Этап 1. Возникновение и психологическая подготовка к урегулированию конфликта Этап 2. Определение истинной проблемы, вызвавшей конфликт |
2 |
Развитие конфликта |
Этап 3. Поиски возможных вариантов решения конфликта |
3 |
Пик конфликта |
Этап 4. Разработка и выбор вариантов решения конфликта |
4 |
Затухание конфликта |
Этап 5. Процесс урегулирования конфликта |
5 |
Прекращение конфликта |
Этап 5. Процесс урегулирования конфликта |
6 |
Урегулирование конфликта |
Этап 6. Завершение процесса урегулирования конфликта |
1 2