Менеджмент - это управление организацией, функционирующей в условиях рыночной экономики.
Формирование лояльности персонала в организации
Обзор имеющейся литературы по вопросам управления персоналом показал, что проблема лояльности и благонадежности (честности) персонала актуальна как для зарубежных, так и для российских менеджеров и специалистов в области бизнес-психологии. Несмотря на то, что лояльность персонала не раз привлекала специалистов как сопутствующая проблема при изучении лидерства, стилей руководства, формирования высокоэффективных команд и производственной конфликтологии, работ, посвященных данной проблематике, недостаточно. Можно с уверенностью сказать, что вопросы лояльности затрагиваются при изучении взаимосвязей (взаимоотношений) «руководитель-персонал». Это один из важных, хотя и скрытых, факторов, влияющих на успешность любой организации. Нелояльность работников может привести к серьезным последствиям, нарушить безопасность, снизить конкурентоспособность предприятия. В то же время умелое управление лояльностью персонала позволит повысить эффективность производственной деятельности. На сегодняшний день лояльность важна не только в бизнесе, но и в сфере образования, среди педагогов. Неконкурентное материальное вознаграждение за труд, напряженность труда педагогов делает проблему лояльности в образовательных учреждениях высокоактуальной и значимой.
Ряд авторов выделяет несколько уровней лояльности, при этом каждый последующий обеспечивает более высокую степень вовлеченности и преданности, а именно: лояльность на уровне внешних атрибутов, лояльность на уровне поступков и поведения, лояльность на уровне способностей, лояльность на уровне убеждений и на уровне идентичности. Большинство компаний вполне удовлетворяются лояльностью первых двух уровней. Также наметилась тенденция к общему снижению лояльности людей, что большинство специалистов связывают с трансформацией взглядов и мировоззренческих позиций наших соотечественников (Бабкова 2006, Волина 1998, Магура 2001, Овчинникова 2006, Свенцинский 1999, Уткин 1999, Харский 2000).
Лояльность имеет рациональную и эмоциональную составляющие. К первой относятся оплата труда, карьерный рост, профессиональное развитие, условия труда, социальный пакет. Ко второй - интерес, вера в идею, эмоциональная привязанность к руководителю, комфортные отношения с коллегами.
Несмотря на то, что лояльность - понятие до сих пор не имеющее строгого определения и степень ее выраженности трудноопределима, можно выделить ряд диагностических критериев, таких как исполнительская дисциплина, инициативность, соблюдение формальных и неформальных корпоративных правил, мотивированность, неформальное отношение к работе, стремление к сотрудничеству (Джуэлл 2001, Кибанова 2004, Магура 1998, Райхельд 2003, Шо 2000). Лояльность сказывается, прежде всего, на производительности и результативности персонала. Однако в настоящее время у руководителей отсутствует четкое представление об использовании указанных критериев (на уровне «бытовой психологии» менеджеров), в том числе и оценки результативности, что приводит к неверными управленческими решениями. Кроме того, следует отметить, что существует несколько форм проявления нелояльности. Например, открытая форма - наиболее доступная для диагностики, и скрытая, тайная - когда «война» напоминает борьбу с невидимкой. Но есть еще и «прослойка» между указанными полюсами. Это сотрудники, лояльность которых не имеет выраженной положительной или отрицательной направленности, они - нейтрально настроенные, и вместе с тем они менее предсказуемы, чем лояльные или нелояльные работники. И это довольно большая проблема для руководителей (Крючкова 2003, Сербинский 1999). Таким образом, основными проблемными вопросами становятся следующие: «Каким образом определить лояльность - нелояльность сотрудников? Как можно повлиять на лояльность, что способствует ее формированию и поддержанию?» Ответить на эти вопросы очень сложно и подход к изучению лояльности должен быть комплексным и научно обоснованным.
В данной курсовой работе будет рассматриваться, и анализироваться проблема интеграции организационных культур как фактор лояльности персонала. Согласно теоретическим положениям Э. Шейна и др., для построения эффективной организации культурное различие или сходство объединяющихся компаний часто оказывается важнее, чем соответствие или несоответствие финансово-экономических параметров их деятельности. Единообразие ценностей, норм и правил поведения, принятых в компаниях до объединения и в новой организации, оказывает положительное влияние на формирование лояльного отношения к последней, которое, как известно, представляет собой мотивацию сотрудника работать на пользу компании, а значит, предполагает верность работника целям, интересам, направленности деятельности организации и т.д. Указанные выше положения нашли свое подтверждение в результатах исследования, проведенного автором на базе районного центра занятости населения, который расположен в одном из индустриальных центров Поволжья.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ «ЛОЯЛЬНОСТЬ ПЕРСОНАЛА»
- Лояльность персонала как явление
- Историческая трансформация вертикальных неформальных отношений как фактора влияния на лояльность персонала
- Анализ связи типа оргкультуры и степени лояльности испытуемых