Менеджмент - это управление организацией, функционирующей в условиях рыночной экономики.
Резервы усовершенствования процессов маркетинга
Деятельность предприятия, ориентированного на рынок, базируется на глубоком изучении потребительского спроса, возможных изменениях рынка в ближайшее время и долгосрочном прогнозировании его развития. С помощью маркетингового подхода обеспечивается достижение прибыли путем маневрирования и комбинирования всех видов ресурсов предприятия. В общем виде совершенствование системы управления маркетинговой деятельностью охватывает следующие основные задачи:
- изучение и выявление спроса (существующего и потенциального) потребителя товаров и услуг через комплексный анализ рынка, его состояния и перспектив развития;
- исследование всех секторов рынка, его функций и аспектов для использования результатов в разработке программ коммерческой деятельности предприятия. В организации научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, целью которых является удовлетворение требований потенциальных потребителей.
- производство новых образцов продукции и внедрения услуг высшего качества, которые смогут лучше удовлетворить различные потребности и требования потребителей.
- организация и постоянное совершенствование систем и методов сбыта продукции, ее распределения, продвижения на рынке с использованием различных каналов распределения.
- регулирования и управления комплексом предпринимательской деятельности в условиях рыночной концепции управления - финансирование, планирование производства, транспортировки продукции, подготовка и повышение квалификации работников всех уровней.
Рыночная деятельность предприятия должна сводиться к тому, чтобы результат достижения целей мог быть выражен количественно в физических единицах, в конкретном объеме продаж за определенный период, в доле рынка (проценты) конкретного вида продукции. Поэтому предприятия стремятся объединить количественные показатели и качественные понятия, характеризующие ту или иную цель. Так, имидж предприятия и его продукции можно оценивать на основе роста доли рынка, а инновационность - на основе количества зарегистрированных новых патентов. Внутренние возможности предприятия можно оценивать с помощью технико-экономических показателей его производственно-хозяйственной деятельности. Таким образом, каждую цель маркетинговой деятельности предприятия и результаты деятельности можно определить однозначно и соответствующим образом контролировать процесс ее достижения с помощью системы показателей.
Заключение
В результате теоретического обзора и проведенного исследования основных факторов конкурентоспособности авиапредприятий на современном рынке можно выявить целый ряд недостатков, препятствующих развитию компаний и снижающих уровень их конкурентоспособности:
1. В компаниях отсутствует как правило целостная система управлением качества предоставляемых услуг, разработанное и утвержденное руководство по качество является по сути редкостью для современных российский авикомпаний.
2. В компаниях не проводится процесс рыночного прогноза, нет мониторинга рынка, тенденций развития рынка. Такие анализы проводятся в лучшем случае раз в несколько лет, но этого очень недостаточно для полноценной работы авиакомпании.
3. Не создаются модели «прибыльного расписания». Обычно средний спрос ниже вместимости, а максимальный - выше. Таким образом, иногда самолеты летают полупустыми, а иногда - пассажиры не могут достать билет. Авиакомпания может достигнуть достаточно высокого коэффициента полезной загрузки путем увеличения процента мест экономического класса со сниженными или льготными тарифами, но это приведет к потере доходов от снижения (и потери) спроса на места первого и бизнес классов, приносящих высокий доход.
4. Не проводится гибкая ценовая политика.
Если в целом обозначить все вышеуказанные проблемы, то в российских авиакомпаниях недостаточно развита система маркетинга. Развитие процессов маркетинга позволит компаниям увеличить уровень конкурентоспособности по сравнению с зарубежными компаниями.