Менеджмент - это управление организацией, функционирующей в условиях рыночной экономики.
Организация и управление эксплуатационной работой
Железнодорожный транспорт занимает ведущее место среди других видов транспорта. Железные дороги работают непрерывно в течение года и суток, перевозят огромное количество грузов, вызывая бесконечное перемещение материальных потоков.
Для оценки деятельности железных дорог используют количественные и качественные показатели. Количественные показатели характеризуют объемы перевозок пассажиров и грузов, а также работу подвижного состава. К ним относятся: число перевезенных пассажиров, пассажирооборот, число погруженных и выгруженных вагонов (погрузка и выгрузка), грузооборот, пробеги вагонов, локомотивов, поездов, грузонапряженность и др.
Качественные показатели характеризуют использование подвижного состава. К ним относятся: скорость движения поездов, оборот вагона, среднесуточный пробег и производительность вагонов и локомотивов, нагрузка вагона, производительность труда, стоимость перевозок.
Производительность труда и себестоимость перевозок - это обобщающие показатели работы железных дорог, которые характеризуют экономическую сторону эксплуатационной работы. Производительность труда выражается числом тонно-километров нетто, приходящимся в среднем на одного работника за единицу времени, например, за год, месяц. Себестоимость перевозок - это сумма всех затрат, приходящихся на 10 т-км грузовых или 10 пасс-км пассажирских перевозок.
Основная работа по организации перевозочного процесса выполняется на станциях: промежуточных, участковых, сортировочных, грузовых и пассажирских. Здесь выполняются начальные и конечные операции перевозочного процесса, сосредоточен основной контингент работников, связанных с движением поездов и организацией перевозочного процесса.