Менеджмент - это управление организацией, функционирующей в условиях рыночной экономики.
Эволюция статистической науки и практики
Отвечая на вопрос о том, что такое статистика: точная наука или искусство? В. И. Ленин говорил: «Смотря по тому, в чьих руках находится . В руках рабоче-крестьянского правительства - это серьезная и точная наука, позволяющая определить бездну разрушений, причиненных нам капиталистами и помещиками, и помогать нашему неизбежному движению вперед, нашим победам. В руках же эксплуататорских классов статистика может быть искусством - скрывать огромные барыши имущих классов и нищету трудящихся масс или, например, надвигающийся экономический кризис и ужасающую безработицу. Но это уже лжестатистика» .
В рамках данной работы выяснение правоты или ошибочности действий коммунистов, отходит на второй план, однако, нельзя не заметить, что главный идеолог В. И. Ленин всегда указывал, и с этим нельзя не согласиться, на познавательную и доказательную силу статистики, называл ее одним из самых могущественных орудий социального познания. Несколько позже известный отечественный экономист академик С. Г. Струмилин говорил, что «хозяйственная статистика, теряющая в новых условиях ограниченной планом рыночной стихии свою прежнюю специальность - выявления стихийных социально-экономических закономерностей, становится средством контроля плановых заданий в масштабах народнохозяйственного целого и, пользуясь свойственными ей методами, служит нам наиболее ценным орудием экономического анализа технико-экономических связей и закономерностей планового хозяйства. При этом оперативный учет и бухгалтерия обогащаются методами статистических расчленений и группировок, охватываемых ими совокупностей признаков, а статистика заимствует у бухгалтерии приемы балансовых построений» .
Целью выполнения учетно-статистических работ в условиях командно-административной системы являлась демонстрация преимуществ плановой экономики, другими словами, статистический учет создавался как часть системы общественного контроля за целесообразностью и эффективностью хозяйственного планирования. Глобальные исторические процессы и ошибки в управлении, разрушили социалистическую утопию в том виде, в котором она была создана в нашей стране. Однако и преобразования последних 20 лет не привели к стабильности в обществе и росту эффективности экономики, таким образом, вопрос о стратегии конкурентного существования России в постиндустриальном мире и месте государственного статистического учета и методов статистики в управлении ею по прежнему остается открытым. Традиционно преподавание дисциплины статистика в учебных заведениях начинается с рассказов об интереснейшей истории этой науки, и блестящих умах завороженных красотой и гармонией цифрового описания особенностей социально-экономических явлений и процессов, а также о неоднозначности толкования ее предмета.
Относительно естествознания в конце XIX в. Ф. Энгельс писал: «Если до конца прошлого столетия естествознание было преимущественно собирающей наукой, наукой о законченных предметах, то в нашем веке оно стало, в сущности, упорядочивающей наукой, наукой о процессах, о происхождении и развитии этих предметов и о связи, соединяющей, эти процессы природы в одно великое целое» . В принципе, это высказывание может быть с полным правом отнесено и к эволюции статистической науки.
Начиная с отдельных видов статистических работ выполняемых еще на заре цивилизации, и от описательной статистики, в которой цифры использовались как фрагмент орнамента собираемой мозаики, словесного описания достопримечательностей государства. И школу политических арифметиков, которые, обобщая и анализируя факты, стремились через цифровое отражение дать характеристику состояния, показать закономерности развития общественных явлений и процессов. И потому школа политических арифметиков считается родоначальницей современной исследовательской статистики.
1 2