Менеджмент - это управление организацией, функционирующей в условиях рыночной экономики.
Модель оптимизации выбора механизмов управления для минимизации функции штрафов
Функция штрафов отражает количество межпроектных взаимодействий при применении механизма перераспределения. Как уже было указано в разделах 1.3 и 3.1, перераспределение инвестиций не всегда выгодно предприятию, что обуславливает актуальность представленной модели.
В разработанной модели критерием оптимальности выбора сочетания механизмов управления для рассматриваемых проектов служит минимизация значения функции штрафов за перераспределение инвестиций между проектами (формула 3.12):
, (3.12)
где F - функцияштрафов, определяемая по формуле 3.10,
M1 Mn - механизмы управления, используемые в проектах 1 n.
Поиск оптимального сочетания механизмов управления определяется методом перебора всех возможных сочетаний с расчётом статистического значения функции штрафов при каждом сочетании.
В блоке программы, предназначенном для оптимизации выбора механизмов управления по критерию минимальности функции штрафов, пользователю предоставляется возможность выбрать количество имитаций для определения статистического значения функции штрафа. От количества имитаций будет зависеть достоверность полученной информации и скорость расчётов. В качестве выходных данных блока программы используются номера и названия оптимальных механизмов управления для каждого проекта, а также минимально возможное значение функции штрафов. Пример окна программы с диалогом оптимизации выбора механизмов для минимизации функции штрафов приведён на рисунке 3.8.
Рисунок 3.8 - Диалоговое окно алгоритма выбора оптимальных механизмов для минимизации функции штрафов
Алгоритм определения оптимальных механизмов управления для минимизации функции штрафов представлен на рисунке 3.9. Листинг программы представлен в приложении А.1.6.
При использовании исходных данных, представленных в таблице 2.11 и в разделе 3.1, были получено минимально возможное значение функции штрафов: 2,45 (коэффициент функции штрафов равен 1). Это значение достигается при использовании следующих механизмов: в проекте 1 - обратное степенное взаимодействие с уровнем инвестирования предыдущего периода, в проекте 2 - обратное динамическое взаимодействие с уровнем инвестирования, отражающим случайное внешнее воздействие, и в проекте 3 - обратное степенное влияние накопленного объёма инвестирования.
Эффективность предложенного механизма можно подтвердить тем, что при применении других сочетаний механизмов управления значение функции штрафов оказывается значительно больше полученного оптимального. Так, например, при использовании механизма обратного влияния накопленного объёма инвестирования во всех проектах статистическое значение функции штрафов будет равно 20,01, что в 8 раз больше полученного оптимального.
\.
Рисунок 3.9 - Алгоритм определения оптимальных механизмов управления текущим инвестированием для минимизации функции штрафов