Менеджмент - это управление организацией, функционирующей в условиях рыночной экономики.
Основные методы контроля работы трудового коллектива компании
контроль управленческий коллектив трудовой
Диапазон контроля колеблется в зависимости от ранга руководителя:
а) для высшего руководства - 4-5 человек;
б) для руководителей нижнего уровня, которые отвечают за текущую деятельность - 10-12 человек;
в) при выполнении функций надзора (например, бригадиром) количество подчиненных может составлять 30 человек. Контроль осуществляется людьми и направлен на деятельность людей. Поэтому определенное значение в реализации данной функции занимает поведенческий аспект, обусловленный психологическими особенностями работника. В этой связи различают две формы контроля: внешний (контроль со стороны) и внутренний (самоконтроль) [9, с. 55-56].
Самоконтроль как более эффективная форма возможен при определенных условиях:
· широком привлечении работников к формированию целей и процедуре принятия решений;
· здоровом психологическом климате в коллективе;
· соответствующем уровне воспитания и сознания человека;
· преобладании групповых форм работы;
· постепенном внедрении данной формы контроля.
На развитие и применение самоконтроля оказывает влияние:
- стиль руководства (при авторитарном чаще используется внешний контроль, при демократическом - внутренний);
- способности подчиненных (для творческих людей - внутренний);
- микроклимат в коллективе (при нездоровом - внешний) [11, С. 134].
В практике менеджмента важно не допускать типичных ошибок контроля. В их составе могут быть:
- контроль «по случаю» (в результате возникших отклонений) тогда как контроль должен предупреждать их появление;
- «тотальный контроль, т.е. всеобщий, что, в конечном счете, порождает безынициативность, равнодушие, иждивенчество;
· «скрытый контроль» - этически некорректен, так как унижает человеческое достоинство;
· отсутствие гласности в оценках результатов труда, - что не позволяет работнику делать своевременные выводы;
· поверхностный контроль» - контроль не за работой, а за присутствием на работе;
· поиск «козла отпущения», когда вина за случившееся возлагается на одно лицо, как правило, не всегда заслуженно [15, С. 106].
Таким образом, эффективная система контроля предусматривает определенные цели и задачи. Основными целями являются:
¾ сохранение и эффективное использование разнообразных ресурсов и потенциала организации;
¾ своевременная адаптация организации к изменениям во внутренней и внешней среде;
¾ обеспечение эффективного функционирования организации, а также ее устойчивости и максимального развития в условиях многоплановой конкуренции.
Достижение целей системы, как известно, обеспечивается реализацией задач, которые, на наш взгляд, заключаются в достижении следующих основных показателей эффективности управления организацией:
¾ соответствие деятельности организации принятому курсу действий (т.е. целевым установкам и ориентирам) и стратегии;
¾ устойчивость организации с финансово-экономической, рыночной и правовой точек зрения;
¾ сохранность ресурсов и потенциала организации;
¾ должный уровень полноты и точности первичных документов и качества первичной информации для успешного руководства и принятия эффективных управленческих решений;
1 2