Менеджмент - это управление организацией, функционирующей в условиях рыночной экономики.
Совершенствование системы менеджмента предприятия
В последнее время российские предприятия, в том числе и ОАО «Кулундаконсервмолоко», столкнулись со значительными трудностями в привлечении кредитов для пополнения оборотных средств. В этих сложных условиях перед предприятием встала задача самостоятельно определять направления своей деятельности. Особенно острая необходимость возникла в отношении разработки стратегии и обеспечения эффективной системы менеджмента, позволяющей предприятию в ближайшей и долгосрочной перспективе успешно развиваться в конкурентной среде, т.е. в обстановке, подверженной быстрым, радикальным и зачастую непредсказуемым изменениям.
Основное направление в системы менеджмента в ОАО - это внедрение системы стратегического управления, т.е. комплексной системы постановки и реализации стратегических целей предприятия, основанной на прогнозировании среды и выработке способов адаптации к ее изменениям, а также воздействия на нее.
В задачи стратегического управления ОАО «Кулундаконсервмолоко» входят:
обеспечение целевой направленности всей деятельности предприятия;
учет влияния внешней среды;
выявление новых возможностей развития и факторов угрожающего характера;
оценка альтернативных вариантов решений, связанных с распределением имеющихся ресурсов в стратегически обоснованные и высокоэффективные проекты;
формирование внутренней среды, благоприятствующей инициативному реагированию руководства на изменение ситуации.
Прежде всего, должна быть поставлена определенная цель. Поскольку может быть несколько путей ее достижения, то менеджмент предприятия на основе стратегического анализа осуществляет выбор наиболее предпочтительного варианта. Затем разрабатывается стратегия как инструмент перевода предприятия из текущего состояния в целевое.
Для разработки стратегии в ОАО «Кулундаконсервмолоко» необходимо сделать следующие шаги:
четко сформулировать видение (представление) собственниками образа фирмы в перспективе и главное направление ее развития (главную стратегическую цель, миссию);
установить цели и контрольные параметры бизнеса (долю рынка определенного ассортимента продукции или оказываемых услуг, ориентировочные объемы производства и продаж, показатели эффективности);
определить способы управления бизнесом и собственностью;
проанализировать сильные и слабые стороны фирмы, выявить ключевые факторы успеха и возможные угрозы (причинно-следственный анализ, метод SWOT);
выработать требования и критерии оценки основных видов деятельности;
вскрыть основные проблемы в фирменной системе управления и во внешнем окружении;
сформулировать общие требования к управленческим подсистемам (инвестиций и развития, организационного развития, управления качеством, планирования и контроля над затратами, управленческого и бухгалтерского учета, информационного обеспечения управления);
установить цели и общие требования к использованию объектов, находящихся в собственности, и активов фирмы.
Глубокая проработка и детализация базовых элементов стратегии позволяет провести диагностику системы менеджмента предприятия и выработать рекомендации по совершенствованию отдельных подсистем.
Анализ системы менеджмента в ОАО «Кулундаконсервмолоко» показал, что выжить в условиях экономического шторма и наладить механизм дальнейшего развития предприятия, возможно только при проведении стратегии постоянного совершенствования основного производства и повышении эффективности всех подразделений.
Достижение стратегической цели предприятия в целом обеспечивается целевой ориентацией отдельных комплексов, представленной в таблице 7.
Таблица 7 - Основные направления совершенствования управления В ОАО «Кулундаконсервмолоко»
Комплекс |
Цель |
Производственный (основной) |
Увеличение объемов производства востребованного на рынке ассортимента молочной продукции; достижение лидирующих позиций среди региональных производителей аналогичной продукции |
Коммерческий |
Гарантированное высокодоходное продвижение (реализация) молочной продукции на базе расширения товаропроводящей сети |
Имущественный |
Повышение финансовой отдачи от имущественного комплекса и превращение его в устойчиво растущий бизнес |
Инженерный |
Гарантированное обеспечение потребностей производства и торговли в продукции и услугах высокого качества (дизайн, технологии и др.) с одновременным сокращением соответствующих издержек |
Финансовый |
Достижение финансовой стабильности предприятия в целом, его подразделений; обеспечение текущей ликвидности компании благодаря эффективному размещению долгосрочных финансовых вложений |
Социально- инфраcтруктурный |
Гарантированное обеспечение персонала компании всеми необходимыми социально-бытовыми услугами с одновременным сокращением соответствующих издержек |
1 2