Менеджмент - это управление организацией, функционирующей в условиях рыночной экономики.
Состояние формирования корпоративной культуры на предприятиях Украины
Исследования показывают: украинский бизнес уже сформировал или вскоре сформирует свою, особую корпоративную культуру. Что же вкладывают в само понятие корпоративной культуры? На сегодняшний день наиболее популярны следующие варианты определения этого понятия.
Корпоративная культура - это корпоративные ценности и нормы, писанные и неписанные правила, по которым живет компания - 67,4%
Корпоративная культура - это система корпоративных коммуникаций, направленных на достижение баланса интересов внутри компании - 25,6%
Современная практика управления, а также исследования отечественных специалистов - Решетило Н.С., Кременева Н.Ю. Панькова О.В. - указывают на то, что сегодня украинские компании не уделяют достаточного внимания развитию корпоративной культуры. В определенной мере корпоративная культура-это инновационное направление современного управления предприятием и персоналом и позволяет эффективно управлять предприятием, совершенствовать модели поведения и работников, и управленцев на основе этических норм, правил поведения, ценностей, содействует сохранению и развитию трудового потенциала, достижению высокой экономичности и конкурентоспособности. Проблема внедрения корпоративной культуры связана с необходимостью проведения социологических опросов, которые бы раскрывали ее базовые составляющие: социальные ценности персонала, характер поведения в трудовом коллективе и пр. Специфика проведения таких исследований заключается в необходимости опроса, как работников, так и руководителей разных уровней. В этом должно быть заинтересован управленческий состав, который должен стремиться к формированию рыночного экономического мышления у работников всех уровней, стремиться к реализации таких ценностей, как индивидуальная ответственность, дисциплина, инициативность, мобильность. Экспертные оценки проводились учеными-экономистами Института экономики промышленности НАН Украины [32], Кировоградского национального технического университета [31] ”Западная" модель оказывает сильное влияние на формируемую культуру украинского бизнеса - сопоставимое с влиянием, оказываемым на нее всеми предшествующими периодами организационного развития в Украине. Одновременно происходит адаптация "западной" модели к украинским реалиям, и, судя по всему, это не только не снижает, а наоборот, повышает эффективность работы международных компаний, работающих на отечественном рынке. Следует отметить, что исходные матрицы, закрепленные в стереотипах "типичной украинской" и "типичной западной" культур, по мнению опрошенных, диаметрально отличаются друг от друга. Главным отличием является ориентация на власть, в первом случае, в противовес ориентации на задачу, во втором. Различия этих двух типов культур столь глубоки, что они прослеживаются даже на уровне глубинных, цветовых ассоциаций. В целом, по своим характеристикам "западная" модель значительно более упорядочена и более ориентирована на персонал, а не на руководство. Главным достоинством типично "украинской" культуры опрошенные считают ее гибкость, адаптивность. В результате взаимного влияния формируется действительно особая корпоративная культура. 44 % опрошенных убеждены, что корпоративная культура эффективных украинских компаний не похожа ни на "западную", ни на традиционную "украинскую" модель. Реальный портрет культуры компаний, работающих на украинском рынке, отличается от обеих моделей-стереотипов. Главный тренд, который в этом прослеживается, - попытка создать культуру, сходную с "западной" моделью по упорядоченности, но более гуманную - культуру "с человеческим лицом". Следует также отметить, что на сегодняшний день во многих компаниях достигнута высокая степень осознания собственной корпоративной культуры, особенно ее идеологической составляющей - свыше 60% опрошенных компаний обладают документально закрепленными миссией и ценностями. В то же время, существенно ниже процент компаний, обладающих четким поведенческим кодексом (менее 20%). Видимо, предстоит еще немалый путь от формулировки идеалов до определения, и тем более соблюдения, реальных норм и правил поведения. Какова же оптимальная схема управления формированием корпоративной культуры? Преобладающим на сегодняшний день среди специалистов мнением является не закрепление этой задачи за PR- или HR- подразделением компании, а их совместная работа. Выделение этой задачи в компаниях в отдельный функционал является пока скорее исключением, чем правилом. Однако вполне назревшим является введение в компаниях специальной должности, в функционале которой закреплена задача развития корпоративной культуры - в этом убеждено 44% опрошенных. Что же является основным результатом развития корпоративной культуры компаний? Прежде всего, уровень мотивации персонала, имидж компании среди клиентов и ее репутация как работодателя. Вряд ли можно ожидать прямого влияния корпоративной культуры на текущую экономическую эффективность, но вполне очевидно, что развитие корпоративной культуры - это инвестиции в сегодняшнюю стабильность и будущую перспективу, инвестиции в рост нематериальных активов. На сегодняшний день все страны постсоветского пространства, в том числе и Украина, переживают серьезные изменения в социально-экономической системе. Поиски путей ее развития в большинстве случаев ограничиваются решением экономических вопросов. Что же касается "человеческого фактора", то он зачастую не учитывается, хотя именно человек является субъектом хозяйственной деятельности, а эффективность его труда напрямую зависит от ценностных ориентации, убеждений, морали, веры, традиций. В современных условиях жесткой конкуренции, быстрой смены рыночной конъюнктуры, обновления технологий, увеличения объемов информации предприятия находятся в состоянии постоянного изменения. Относительно стойкими остаются лишь ценности и культура. Однако уровень развития данных категорий всецело зависит от состояния развития социально-экономических факторов. Кризисные явления начального этапа перехода Украины к рыночной экономике сыграли негативную роль на формировании ценностных ориентиров и культуры, в том числе, и в производственной сфере. Так, на построении организационной культуры отечественных предприятий отрицательно сказываются психологические факторы, связанные с тоталитарным режимом работы, в частности, безынициативность, беспомощность, двойная мораль, привычка полагаться на опеку государства и в то же время не доверять ему (нарушать законы). Поэтому на сегодня одной из наиболее важных задач управления персоналом является формирование качественного нового отношения к труду, повышение общего культурного уровня персонала. При этом больше всего возможностей для формирования организационной культуры у крупных организаций и предприятий - корпораций. Корпорации, как правило, занимают ведущие позиции в экономике государства, оказывают влияние не только на нее, но и на политику, социальную жизнь. По сути, корпоративная культура является примером того, как развитие цивилизации и научно-технический прогресс формируют у общества потребность развивать духовную культуру, а также осознавать приоритетность этики в трудовой деятельности. Если сегодня предприятие, компания, фирма или государственная структура желают быть успешными, им необходимо создать в своем коллективе определенный климат, основу которого составляет корпоративная культура. Чем сильнее корпоративная культура, тем сильнее компания, как внешне, так и внутренне, а мощная корпорация является важной составляющей стабильности экономической и общественной жизни государства. Этим и объясняется то, что в последнее время вопрос корпоративной культуры всё больше привлекает внимание теоретиков и практиков управления. Он относительно нов и недостаточно освещен с научной точки зрения. В современном украинском обществе смысл понятия "корпоративная культура" несколько искажается. Довольно часто ее понимают исключительно как совместные увеселительные вечеринки и поздравления, тогда как осознание единого корпоративного духа, стиля, имиджа зачастую отсутствует.
1 2