Менеджмент - это управление организацией, функционирующей в условиях рыночной экономики.
Стратегическое управление организацией в условиях рынка
Термин «стратегическое управление» был введен в обиход на стыке 60-х - 70-х гг. для того, чтобы отражать отличие управления, осуществляемого на высшем уровне, от текущего управления на уровне производства. Необходимость проведения такого различия была вызвана в первую очередь изменениями в условиях осуществления бизнеса.
Стратегическое управление можно определить как такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности в результате позволяет организации выжить и достигать своей цели в долгосрочной перспективе.
Стратегический менеджмент призван решать три основные задачи:
1. Управление стратегией на рынке: разработка, реализация и уточнение стратегии, обеспечивающей победу на рынке. Стратегия - это средства, с помощью которых меняются взаимоотношения организации с партнерами и конкурентами. За счет этого она получает конкурентные преимущества.
2. Управление организацией: внутренние перемены организации, определяющие ее действия на рынке и направленность этих действий. Без подобных перемен организация не может надеяться изменить свои топ-характеристики (совокупность технического оснащения компании, ее организационной структуры и профессионального мастерства ее руководителей и сотрудников). Это позволяет ей адекватно реагировать на изменения окружающей среды, адаптироваться к ним и использовать в своих целях.
. Реализация стратегического менеджмента: Взаимодействие между стратегией (тем, что, организация делает на рынке) и организационными процессами (тем, что происходит в самой организации).
Основными элементами системы стратегического управления являются:
· определение миссии и целей («дерева целей») организации;
· анализ внешней среды организации;
· внутренняя диагностика - оценка сильных и слабых сторон организации;
· разработка, оценка и выбор альтернативных стратегий по конкретным подсистемам организации;
· разработка и развернутое определение корпоративной стратегии как программы конкретных действий для достижения поставленных целей;
· реализация стратегии;
· оценка результатов деятельности, анализ ситуации на рынке;
· обратная связь, т.е. внесение корректив в долгосрочные основные направления деятельности, в цели, в стратегию или ее осуществление в свете приобретенного опыта, изменившихся условий, новых целей или новых возможностей.
Суть стратегического управления - эффективная адаптация организации к внешней среде. В связи с этим можно дать определение стратегического менеджмента.
Стратегический менеджмент - процесс управления, направленный на разработку и осуществление стратегий и планов организации, поддерживающих ее длительную жизнеспособность в постоянно изменяющейся внешней среде.
Важную роль в стратегическом менеджменте играет стратегия.
Стратегия - это набор правил, которыми руководствуется организация при принятии управленческих решений. Вместе с тем стратегию можно рассматривать как общий комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии и достижение хозяйственных целей организации с учетом ее научно-технического потенциала и производственно-сбытовых возможностей.
Высшим руководством фирмы формируется общая стратегия, распределяется ответственность между исполнителями, координируется проведение мероприятий по выполнению стратегических задач. Однако сама разработка стратегии обычно непосредственно осуществляется в центральной службе планирования (плановом отделе), поскольку стратегия берется за основу при разработке производственно-сбытовой деятельности фирмы.
При разработке стратегии используются четыре группы стратегических правил.
. Правила, необходимые для разработки стратегических позиций фирмы и для оценки результатов ее деятельности в настоящем и в перспективе.
. Правила, по которым складываются отношения фирмы с ее внешней средой определяют:
· какие виды продукции и технологии она будет разрабатывать;
· куда и кому фирма будет сбывать свои изделия;
· каким образом фирма может добиться превосходства над конкурентами.
. Правила, по которым устанавливаются отношения и процедуры внутри организации. Их нередко называют организационной концепцией.
. Правила, по которым фирма ведет свою повседневную деятельность.
Формулирование стратегии отвечает на вопрос, что необходимо сделать для достижения целей. Формулировка стратегии включает определение и оценку альтернатив, необходимых для поддержания целей организации, выбор наилучшей альтернатив. На основе SWOT-анализа определяются критические моменты и портфель стратегических альтернатив. Формулировка стратегии заканчивается постановкой многочисленных целей и задач. Иногда усилия руководства при формулировке стратегии составляет порядка 20%, тогда как определение того, как эта стратегия будет осуществляться, может потребоваться остальные 80% усилий.