Менеджмент - это управление организацией, функционирующей в условиях рыночной экономики.
Анализ внутренней среды
Внутренняя среда организации - это та часть общей среды, которая находится в рамках организации. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации. Внутренняя среда включает несколько сфер, каждая из которых включает набор ключевых процессов и элементов организации, состояние которых в совокупности определяет потенциал и возможности, которыми располагает организация. Выделяют такие сферы внутренней среды: кадры, организация общего управления, производство, маркетинг, финансы и учет. Анализ сильных и слабых сторон организации по каждой из перечисленных сфер внутренней среды представлены в приложении 2.
Для того чтобы успешно выживать в долгосрочной перспективе, организация должна уметь прогнозировать то, какие трудности могут возникнуть на ее пути в будущем, и то, какие новые возможности могут открываться для нее. Применяемый для анализ метод SWOT является широко признанным подходом, позволяющем провести совместное изучение внешней и внутренней среды. Применяя метод SWOT, удается установить линии связи между силой и слабостью, которые присущи организации и внешними угрозами и возможностями. Методология SWOT предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, а далее - установление цепочек связей между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для формулирования стратегии организации и представлены в матрице SWOT на рис.2.
Рис. 2. Матрица SWOT
Выбор стратегии
Проанализировав внешние опасности и новые возможности, приведя в соответствие с ними организационную структуру, руководство организации приступает к выбору стратегии.
Выбор стратегии - это центральный момент в стратегическом менеджменте. Обычно компания выбирает стратегию из нескольких альтернативных вариантов. Процесс выбора стратегии состоит из этапов разработки, доводки и анализа (оценки).
На этапе разработки формулируются стратегии, позволяющие достичь поставленных целей. Главной задачей данного этапа является разработка возможно большего числа альтернативных стратегий, позволяющих достичь поставленных целей.
Следующий этап выработки стратегии заключается в доводке общей стратегии до уровня ее адекватности целям развития организации во всем их многообразии. Решающим моментом выбора стратегии развития является анализ и оценка альтернативных вариантов. Задача оценки заключается в выборе такой стратегии, которая обеспечивала бы максимальную эффективность деятельности компании в будущем для достижения ее главных целей.
При выборе стратегии должны быть учтены следующие ключевые факторы:
· Цели компании.
· Интересы и отношение высшего руководства.
· Финансовые ресурсы компании.
· Квалификация работников.
· Обязательства организации.
· Степень зависимости от внешней среды.
· Временной фактор.
· Сильные и слабые стороны компании.
А. Томпсон и А. Стрикланд предложили следующую матрицу выбора стратегии в зависимости от динамики роста рынка на продукцию (эквивалент росту отрасли) и конкурентной позиции компании (рис. 3.)
Рис. 3. Матрица Томпсона и Стрикланда
Для оценки выбранной стратегии проводится анализ правильности и достаточности учета основных факторов, определяющих возможности осуществления стратегии. Процедура выбора стратегии в конечном счете
Подчинена одному: приведет ли выбранная стратегия к достижению
компанией своих целей. Это и является основным критерием оценки выбранной стратегии. Если стратегия соответствует целям компании, то дальнейшая ее оценка проводится по следующим направлениям:
1) Соответствие выбранной стратегии состоянию и требованиям окружения.
2) Соответствие выбранной стратегии потенциалу и возможностям организации.