Менеджмент - это управление организацией, функционирующей в условиях рыночной экономики.
Анализ внешней среды организации
Анализ внешней среды служит инструментом, при помощи которого разработчики стратегии контролируют внешние по отношению к организации факторы с целью предвидеть потенциальные угрозы и вновь открывающиеся возможности. Анализ внешней среды позволяет организации своевременно спрогнозировать появление угроз и возможностей, разработать ситуационные планы на случай возникновения непредвиденных обстоятельств, разработать стратегию, которая позволит организации достигнуть целей и превратить потенциальные угрозы в выгодные возможности.
Внешняя среда в стратегическом управлении рассматривается как совокупность двух относительно самостоятельных подсистем: макроокружения и непосредственного делового окружения.
Макроокружение создает общие условия среды нахождения организации. В большинстве случаев макроокружение не носит специфического характера по отношению к отдельно взятой организации. Однако степень влияния состояния макроокружения на различные организации различна, в силу различия в сферах деятельности организаций.
Макроокружение включает в себя следующие составляющие: экономическая, политическая, правовая, технологическая, социальная и природно-географическая. Проводя изучение каждой из представленных составляющих макроокружения необходимо учесть, что все компоненты макросреды находятся в состоянии сильного взаимодействия, изменения в одной приводят к изменениям в другой из компонент. В этой связи изучение и анализ макросреды необходимо проводить системно.
Нужно отметить, что степень воздействия отдельных составляющих макроокружения на различные организации различна, зависит от размера компании, ее отраслевой принадлежности, территориального расположения и т.д. Для того, чтобы организация могла результативно изучать состояние компонентов макросреды, должна быть создана специальная система отслеживания внешней среды. Система анализа дает необходимый эффект, если она поддерживается руководством и дает ему необходимую информацию, тесно связана с системой планирования в компании, сочетается с аналитической работой по стратегическим вопросам, которая в состоянии проследить связь между данными о состоянии макроокружения и стратегическими задачами организации и оценить эту информацию с точки зрения угроз и дополнительных возможностей реализации стратегии организации.
Изучение непосредственного окружения организации направлено на анализ состояния тех составляющих внешней среды, с которыми компания находится в непосредственном взаимодействии. При этом сама организация может оказывать существенное влияние на характер и содержание этого взаимодействия.
В первую очередь необходимо провести анализ покупателей, определить целевую аудиторию, определить профиль тех, кто покупает реализуемый компанией продукт. Изучение покупателей позволяет компании лучше понять, какой продукт в наибольшей мере будет приниматься покупателями, на какой объем продаж можно рассчитывать компании, насколько можно расширить круг потенциальных покупателей, что ожидает продукт в будущем и т.д.
Анализ поставщиков направлен на выявление оптимального варианта снабжения компании сырьем, полуфабрикатами, энергетическими и информационными ресурсами, финансами, а также готовыми товарами или услугами. От выбора поставщиков зависит эффективность работы организации, себестоимость и качество производимого организацией продукта. При изучении поставщика следует обращать внимание на следующие характеристики их деятельности:
· стоимость поставляемого товара;
· гарантия качества поставляемого товара;
· временной график поставки товаров;
· пунктуальность и обязательность выполнения условий поставки товара.
Изучение конкурентов направлено на выявление их слабых и сильных сторон, для того чтобы правильно строить свою стратегию конкурентной борьбы. Субъектами конкурентной среды являются также и те фирмы, которые могут войти на рынок, а также те фирмы, которые производят замещающий продукт. Многие компании не уделяют должного внимания возможной угрозе появления конкурентов и поэтому проигрывают в конкурентной борьбе. Об этом важно помнить и необходимо заранее создавать барьеры в виде углубленной специализации в производстве продукта, низкие издержки за счет экономии от большого объема производства, контроль над каналами распределения, использование локальных особенностей, дающих преимущество в конкуренции.