Менеджмент - это управление организацией, функционирующей в условиях рыночной экономики.
Стратегический и оперативный менеджмент
В качестве ведущей идеи, отражающей сущность перехода к стратегическому управлению от оперативного управления, явилась идея необходимости переноса внимания высшего руководства на окружение для того, чтобы соответствующим образом и своевременно реагировать на происходящие в нем изменения, своевременно отвечать на вызов, брошенный внешней средой.
Под оперативным или краткосрочным планированием понимают планы на ближайшее время, а это может быть и один день, и один год. "Дальняя перспектива" или стратегический менеджмент призван, относится к анализу и планированию изменений, которые должны закончиться через достаточно длительное время, предположим лет через десять.
Попробуем разобраться, в чем же качественное отличие между стратегическим и оперативным управлением. Во-первых, при оперативном управлении включаются все уровни с основным упором на среднее звено управления, что носит скорей исполнительный характер, каждый выполняет свои обязанности в соответствие с должностными инструкциями, не включаясь в общий процесс деятельности компании. При стратегическом менеджменте, если сравнить менеджера с капитаном корабля, то становится более ясной проблема выбора пути дальнейшего развития фирмы. Куда плыть? Решает капитан корабля. Куда двигаться фирме? Решает ее руководство, а инструменты принятия решений в этой области дает стратегический менеджмент.
Во-вторых, при оперативном управлении организации планируют свою деятельность, исходя из того, что окружение либо вообще не будет меняться, либо в нем не будет происходить существенных изменений, т.е. «здесь и сейчас». В случае стратегического управления каждый данный момент фиксируется, и определяется, что организация должна делать в настоящее время, чтобы достичь желаемых целей в будущем.
В-третьих, миссия организации в стратегическом менеджменте - выживание организации в долгосрочной перспективе посредством установления динамического баланса с окружением, при оперативном менеджменте миссия организация заключается в производстве товаров и услуг с целью получения прибыли.
В-четвертых, при оперативном управлении разработка программы действий основывается на информации, полученной только из анализа внутренних возможностей и ресурсов организации, где при таком подходе все, что организация может определить так это, какое количество продукта она может произвести и какие при этом будут издержки. В основе стратегического управления лежит как анализ внутренней среды, так и внешней. При этом формируется не детальное описание внутреннего и внешнего положения компании, а качественное пожелание, в каком состоянии должна находиться организация в будущем, какую позицию занимать на рынке и в бизнесе, какую иметь организационную культуру.
В-пятых, при управлении персоналом стратегический менеджмент рассматривает работника как основу организации, источник благополучия, оперативный менеджмент - как ресурсы организации, исполнителей работ.
В-шестых, руководитель, осуществляющий стратегическое
И, наконец, управление, стремится к изменениям, склонен идти на риск, имеет навыки управления, освоения новых направлений, то руководитель, осуществляющий оперативное управление, выступает против изменений, не склонен к риску, но компетентен в анализе, координации и контроле сложной деятельности. эффективность в стратегическом менеджменте выражается в том, насколько своевременно и точно организации в состоянии реагировать на новые запросы со стороны рынка и изменяться в зависимости от изменений окружения, в оперативном менеджменте эффективность сводится к максимализации прибыли, рациональном использовании производственного потенциала.
Однако наряду с преимуществами стратегического менеджмента над оперативным, имеются и недостатки. Требуются огромные усилия и большие затраты времени и ресурсов для того, чтобы в организации начал осуществляться процесс стратегического управления. Необходимо создание и осуществление стратегического планирования, что в корне отличается от разработки долгосрочных планов. Стратегический план должен быть гибким, он должен незамедлительно реагировать на изменения внутри и вне организации. Необходимо создание служб, осуществляющих отслеживание окружения и включения организации во внешнюю среду. К таким службам относятся отделы маркетинга, отделы по связям с общественностью. Они приобретают исключительную значимость и требуют значительных дополнительных затрат.
1 2