Менеджмент - это управление организацией, функционирующей в условиях рыночной экономики.
Стратегическое управление как фактор повышения конкурентоспособности организации
В настоящее время наличие конкуренции на рынке товаров или услуг, на котором действует российское предприятие, требует от него обеспечения определенной конкурентоспособности или, в противном случае, грозит вытеснением его с данных рынков. В рамках данного исследования проведен анализ сущности конкурентоспособности организации
, результаты которого можно свести к следующим. В отличие от широко распространенного заблуждения, конкурентоспособность может рассматриваться не только по отношению к продукции (товарам и услугам), но и к компаниям как целостным субъектам рыночных отношений. При этом, в любом случае, под конкурентоспособностью понимается способность выступать на рынке наравне с уже присутствующими там аналогами. Обеспечение высокой конкурентоспособности организации достигается за счет способности лучше других находить компромисс собственных интересов с интересами в первую очередь заказчиков, а также, что не менее важно, с другими участниками внешнего окружения. [10, c.26-27]
Для превращения системы управления предприятием в один из мощных факторов конкурентоспособности, на наш взгляд, необходимо:
1. Осознать, что в условиях интеграции в мировую экономику и повышении конкуренции на внутреннем рынке, невозможно сохранить свои «специфические» ресурсы в длительной перспективе.
. Исходить из того, что, как и во всем мире, существующие конкурентные стратегии сводятся, в конечном счете, либо лидерству на издержках (и, как следствие, выигрыше в ценовой конкуренции), либо к более дифференцированному удовлетворению потребностей заказчика.
Стратегический менеджмент персонала
- это программный способ мышления и управления, обеспечивающий согласование целей, возможностей предприятия и интересов работников. Он предполагает не только определение генерального курса деятельности предприятия, но и повышение мотивации, заинтересованности всех работников в его реализации. [4, c.70]
Необходимо отметить, что в настоящее время изменился подход к разработке стратегии фирмы, включая и стратегический менеджмент персонала. Если раньше считалось, что стратегия должна быть известна лишь узкому кругу высшего руководства и не должна предаваться гласности, то в наши дни отдается предпочтение открыто сформулированной политике. Стратегия должна быть делом не только руководства фирмы, но и всех ее рядовых сотрудников, чтобы быть реальной и эффективной. В связи с этим, на смену подходу, при котором персонал рассматривался как издержки, которые надо сокращать, утверждается подход, в соответствии с которым персонал представляет собой один из ресурсов фирмы, которым надо грамотно управлять, создавать условия для развития персонала, вкладывать средства.
На практике встречаются разные варианты взаимодействия стратегии управления персоналом и стратегии организации
: [3, c.84-85]
1. Наиболее распространенным является представление о стратегии управления персоналом как зависимой производной от стратегии организации в целом. В такой ситуации работники службы управления персоналом должны приспосабливаться к действиям руководителя организации, подчиняясь интересам общей стратегии.
. Общая стратегия организации и стратегия управления персоналом разрабатываются и развиваются как единое целое, что означает вовлечение специалистов службы управления персоналом в решение стратегических задач на корпоративном уровне. Этому способствует наличие у них высокой компетентности, а, следовательно, возможности самостоятельно решать задачи, касающиеся персонала, с точки зрения перспектив развития всей организации.