Менеджмент - это управление организацией, функционирующей в условиях рыночной экономики.
SWOT-анализ и разработка стратегических альтернатив
Важнейшим методом стратегического анализа внешней и внутренней среды и формирования на этой основе стратегий является так называемый SWOT - метод. SWOT - первые буквы английских слов, обозначающих силу, слабость, возможности и угрозы.
Он позволит выявить во внешней среде факторы, представляющие, с одной стороны, возможности, а с другой - угрозы для ее развития. Одновременно оцениваются слабые и сильные стороны внутреннего потенциала.
Итак, проведем SWOT - анализ Отдела образования администрации Жирятинского района (таблица 5).
Таблица 5 - SWOT - анализ сферы образования Жирятинского района и деятельности отдела образования администрации района
Возможности: 1. Внедрение новых финансово-экономических механизмов в деятельности образовательных учреждений, их оптимизация и реструктуризация, что позволит более рационально использовать бюджетные средства. 2. Переход части бюджетных образовательных учреждений в автономные учреждения облегчит бремя на бюджет района и даст возможность образовательным учреждениям направить средства на модернизацию учебной базы с целью повышения качества образования, заработной платы педагогам. 3. Расширение сети дошкольных учреждений в районе за счет строительства новых и реконструкции старых детсадов (в соответствии со среднесрочной целевой программой), что позволит резко сократить очередь в детсадах. Распространение вариативных моделей образования детей дошкольного возраста с целью обеспечения всем детям района равных стартовых возможностей для последующего обучения в начальной школе. 4. Широкое применение в образовательных учреждениях района здоровьесберегающих педагогических технологий. 5. Реализация программ профильного обучения в каждой школе; эффективное использование базовых (ресурсных) школ и их сетевое взаимодействие с другими учебными учреждениями с целью обеспечения доступности к качественному образованию всем учащимся. 6. Участие в региональных общеобразовательных программах 7. Расширение сотрудничества с районами области в части обеспечения качественного образования. |
Угрозы: 1. Недостаточное финансирование отрасли образования для ее развития. 2. Усиление деградации материальной инфраструктуры образования района, что может потребовать принятия экстренных мер по ее воссозданию. 3. Неполное введение дошкольного образования, профильного обучения в образовательных учреждениях в силу демографических проблем, недостаточного материального, кадрового и методического обеспечения. 4. Риски, связанные с переходом бюджетных образовательных учреждений в автономные учреждения. 5. Социальная напряженность, обусловленная сохранением неравной доступности образования и дифференциацией качества образования для различных групп населения района. 6. Недостатки в управлении сферой образования. Неблагоприятная ситуация, связанная с развитием социальной напряженности в связи с закрытие малокомплектных школ 7. Экономический кризис и его последствия | |
Сильные стороны: 1. Увеличение затрат районного бюджета на отрасль образования в связи с реализацией программы модернизации образования. В ходе модернизации создана основа для развития структуры и содержания общего среднего, дошкольного образования и внешкольного обучения, совершенствования его качества, эффективности управления образовательной системой. 2. Своевременное внедрение новых финансовых механизмов (нормативно-подушевое финансирование школ) 3. Стабильный рост расходов на обновление учебно-материальной базы учреждений образования: увеличение удельного веса учебных расходов в общем объеме финансирования образования с 3% в 2006 году до 7% по бюджету на 2010 год. 100% школ подключены к сети Интернет, что сделало возможным внедрение дистанционного обучения (апробационные площадки в школах райцентра). Обеспечен рост удельного веса внебюджетных поступлений в общем объеме средств на содержание учреждений образования до 11%. 4. Профилирование школьного образования: 100% учащихся 9 классов охвачены предпрофильной подготовкой; 86% учащихся 10-11 классов охвачены профильной подготовкой; большинство общеобразовательных учреждений района реализуют программы повышенного уровня. 5. Качественные изменения и новые технические возможности организации учебного процесса позволили сделать новый шаг в развитии олимпиадного движения в районе. 6. Участие в реализации мер администрации Брянской области по повышению статуса учительской профессии, по поддержке учителей: увеличение в 2010 году надтарифного фонда заработной платы для установления доплат педагогам образовательных учреждений; обеспечение жильем сельских учителей (в соответствии с федеральной целевой программой «Социальное развитие села до 2012 года»); компенсационные выплаты учителям за работу в сельской местности. 7. Внедрение в дошкольные и общеобразовательные учреждения района здоровьесберегающих педагогических технологий, что позволило обеспечить положительную динамику состояния здоровья детей и молодежи: 75% детей имеют 1 и 2 группу здоровья. |
Поле Сильные стороны и Возможности: 1. Укрепление, развитие материально-технической, учебной базы учреждений образования и как следствие повышение доступности качественного образования 2. Подготовка нового поколения педагогических кадров, разработка мероприятий по привлечению специалистов в сферу образования района и повышение эффективности управления в системе образования 3. Совершенствование экономических механизмов в сфере образования 4. Обеспечение открытости деятельности образовательных учреждений и привлечение общественности к решению проблем школы 5. Обеспечение доступности дошкольного образования 6. Создание общеобразовательных комплексов путем слияния школы и детского сада |
Поле Сильные стороны и Угрозы: 1. Увеличение числа учащихся 2. Внедрение новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, в том числе с использованием современных информационных и коммуникационных технологий 3. Развитие новых форм и механизмов оценки и контроля качества деятельности образовательных учреждений, в том числе с привлечением общественности и профессиональных объединений 4. Привлечение на работу сотрудников с высокой квалификацией 5. Увеличение финансирования образовательного процесса 6. Внедрение эффективных воспитательных систем в образовательный процесс |
Слабые стороны: 1. Недостаточное ресурсное обеспечение сферы образования для выполнения в полном объеме задач социально-экономического развития района. 2. Слабая материально-техническая база учреждений образования, значительное количество приспособленных ветхих и аварийных зданий детсадов, школ: - ряд детских садов расположены в приспособленных помещениях; - 15% зданий образовательных учреждений находятся в аварийном состоянии; - более 40% зданий и помещений учреждений профобразования требуют капитального ремонта. 3. Невысокая эффективность использования бюджетных средств (за счет значительного количества малокомплектных школ, недостаточной работы по оптимизации сети образовательных учреждений). 4. Недостаточное количество детских дошкольных учреждений, в результате чего имеется наличие очереди на устройство детей в детсады. 5. В районе остается острой проблема дефицита преподавательских и управленческих кадров необходимой квалификации. Средний возраст учителя в районе - 46 лет (в среднем по России 43 года). Количество учителей - пенсионеров и педагогов предпенсионного возраста - более 65%. Низкая заработная плата учителей (по итогам 2010 года составила 65,4% от средней заработной платы работников, занятых в сфере экономики района) является главным препятствием закрепления молодых педагогических кадров в отрасли. Отсутствует штатная единица юриста в отделе образования района. 5. Слабая материально-техническая и учебно-производственная база учреждений системы начального и среднего профессионального образования, низкие темпы ее модернизации. 6. Неготовность значительной части учебных заведений системы начального и среднего образования к инклюзивному профессиональному образованию с целью получения молодежью, имеющей незначительные ограничения здоровья, соответствующих профессий и специальностей. 7. В районе не развиты в достаточной степени независимые формы и механизмы участия граждан, работодателей, профессиональных сообществ в вопросах образовательной политики, контроля качества знаний на всех ступенях обучения. |
Поле Слабые стороны и Возможности: 1. Повышение конкурентоспособности и эффективности экономики района, обусловленное повышением качества человеческого капитала и эффективностью использования трудовых ресурсов. 2. Укрепление материально-технической базы учреждений образования, с учетом новых принципов проектирования, строительства и реконструкции зданий. Ликвидация ветхих и аварийных объектов образования. 3. Повышение эффективности использования бюджетных средств в сфере образования. 4. Снижение ресурсоемкости конечного результата деятельности в сфере образования. 5. Внедрение нового финансово-экономического механизма, в рамках которого часть учреждений образования будет переведена в статус автономных; финансирование всех видов образовательных учреждений на основе нормативно-подушевого принципа, увеличение доли внебюджетных средств образовательных учреждений района. |
Поле Слабые стороны и Угрозы: 1. Повышение доступности, качества, открытости сферы образования для всех заинтересованных сторон; внедрение принципов государственно-общественного управления; 2. Модернизация технологической и социальной инфраструктуры образования (обновление оборудования столовых и спортзалов, автопарка, компьютерной техники и др.) 3. Создание районной комплексной системы социально-педагогической поддержки. Внедрение вариативных форм дошкольного образования, формирование высокой готовности детей к обучению в школе, обеспечение их ранней позитивной социализации. 4. Переход общеобразовательных учреждений на принципы профильного обучения, в том числе с использованием индивидуальных траекторий обучения школьников. 5. Обеспечение эффективного взаимодействия и повышения воспитательного потенциала семьи, образовательных учреждений и общественных организаций района. 6. Сохранение и развитие материальной и кадровой базы ученических производственных бригад, трудовых объединений школьников в целях углубленной профориентации и овладения практическими навыками. 7. Обеспечение условий, гарантирующих сохранение здоровья детей, защиту прав личности, психологический комфорт и безопасность участников образовательного процесса. 8. Внедрение системы экономической и социальной мотивации труда работников образования, гибкой системы заработной платы прежде всего педработников, затем руководящего состава, выводящей ее в среднем на уровень сопоставимой со средним уровнем зарплаты в экономике и стимулирующей качество работы. |
1 2