Менеджмент - это управление организацией, функционирующей в условиях рыночной экономики.
Инновационная стратегия
Общая цель организации должна учитывать:
основное направление деятельности фирмы;
- рабочие принципы во внешней среде (принципы торговли; отношения к потребителю);
культуру организации, ее традиции, рабочий климат.
При выборе цели нужно учитывать два аспекта: кто является клиентами фирмы и какие потребности она может удовлетворить.
Чтобы цель могла быть достигнута, нужно исходить из следующих принципов:
. Четкая и конкретная формулировка цели, выраженная в конкретных измерителях (денежных, натуральных, трудовых).
. Каждая цель должна быть ограничена во времени, задан срок ее достижения (например, наладить серийный выпуск новой модели мясорубки к концу 3-го квартала).
Цели могут быть долгосрочными (до 10 лет), среднесрочными (до 5 лет) и краткосрочными (до 1 года). Цели уточняются с учетом изменений обстановки и результатов контроля.
3. Цели должны быть достижимыми.
4. Цели не должны отрицать друг друга.
После постановки общей цели осуществляется второй этап стратегического планирования - конкретизация целей. Например, могут быть определены следующие основные цели:
. прибыльность - добиться в текущем году уровня чистой прибыли 5 млн. д.е.;
2. рынки (объем продаж, доля рынка, внедрение в новые линии), например, довести долю рынка до 20% или довести объем продаж до 40 тысяч штук;
. производительность, например, средняя часовая выработка на одного рабочего 8 ед. продукции;
. продукция (общий объем выпуска, выпуск новых товаров или снятие некоторых моделей с производства и др.);
. финансовые ресурсы (размер и структура капитала; соотношение собственного и заемного капитала;
. размер оборотного капитала и др.);
. производственные мощности, здания и сооружения;
. НИОКР и внедрение новых технологий (основные показатели, технологические характеристики, стоимость, сроки внедрения);
. организация - изменения в организационной структуре и деятельности, например, открыть представительство фирмы в определенном регионе;
. человеческие ресурсы (их использование, движение, обучение и т.п.);
. социальная ответственность.
Рисунок 2. Фазы стратегического планирования
Разработанная стратегия редко бывает чисто формальной и базируется частично на оценках нескольких сотрудников из высшего руководства. Разработка стратегии осуществляется по следующей схеме рисунок 2.
Достижимость конкретных целей зависит от их реалистичности. Реалистичность можно обеспечить на основе прогноза экономических изменений внешней среды. При этом анализируются политические, экономические, научно-технические, социальные и экологические факты. Значимость прогнозирования изменений внешней среды, экономической обстановки при окончательной формулировке инновационной стратегии состоит:
- в выявлении будущих угроз и благоприятных возможностей;
- исключении неожиданностей;
поиске новых конкурирующих технологий (продуктов). (10; с. 26)
При окончательном выборе и формулировании стратегии инноваций предприятие ориентируется на изучение шансов, опасностей и возможных вариантов развития проводит SWOT-анализ, который основан на выявлении сильных, слабых сторон организации, внешних угроз и возможностей.
Стратегическое планирование опирается на тщательный анализ внешней и внутренней среды фирмы:
- оцениваются изменения, происходящие или могущие произойти в планируемом периоде;
- выявляются факторы, угрожающие позициям фирмы;
исследуются факторы, благоприятные для деятельности фирмы.
Процессы и изменения во внешней среде оказывают жизненно важное влияние на фирму. Основные проблемы, связанные с внешней средой - экономика, политика, рынок, технология, конкуренция.
Особенно важным фактором является конкуренция. Поэтому необходимо выявить основных конкурентов и выяснить их рыночные позиции (доля рынка, объемы продаж, цели и т.д.). Целесообразно провести исследования по следующим направлениям:
. Оценить текущую стратегию конкурентов (их поведение на рынке; приемы продвижения товаров и т.п.).
. Исследовать влияние внешней среды на конкурентов.
. Попытаться собрать сведения о научно-технических разработках соперников и другую информацию и составить прогноз будущих действий конкурентов и наметить пути противодействия.
Тщательное изучение сильных и слабых сторон конкурентов и сравнение их результатов с собственными показателями позволит лучше продумать стратегию конкурентной борьбы.
К серьезным факторам внешней среды относятся социально-поведенческие и экологические факторы. Фирма должна учитывать изменения в демографической ситуации, образовательном уровне и др.