Менеджмент - это управление организацией, функционирующей в условиях рыночной экономики.
Этапы процесса инновации
Недорогой мини-автомобиль в расчете на сознательного потребителя, которого интересуют средства передвижения с невысокими издержками на топливо и низкой степенью загрязнения окружающей среды.
Проверка замысла предусматривает апробирование на соответствующей группе целевых потребителей, которым представляют проработанные варианты всех замыслов.
Вот результаты проработки замысла 1:
Экономичный прогулочный электромобиль класса "мини" на четверых человек. Великолепно подходит для поездки за покупками • визитов к друзьям. Обходится в эксплуатации вдвое дешевле аналогичные автомобилей с бензиновым двигателем. Развивает скорость до 50 миль в час и проходит 100 миль до очередной подзарядки. Цена - 6000 долларов.
Потребителя просят высказать свою точку зрения на этот замысел в виде ответов на следующие вопросы:
Понятен ли Вам замысел электромобиля?
В чем Вы видите явные выгоды электромобиля перед обычным?
Достоверны ли, по Вашему мнению, утверждения, высказанные об электромобиле?
Сможет ли электромобиль удовлетворить какую-то Вашу насущную нужду?
Каким образом можно было бы, по Вашему мнению, усовершенствовать различные свойства электромобиля?
Кто будет принимать участие в принятии возможного решения покупки?
Кто будет пользоваться электромобилем?
Какой, по Вашему мнению, должна была бы быть цена электромобиля?
Предпочли бы Вы электромобиль обычному автомобилю? Для каких целей?
Купили бы Вы электромобиль? (Определенно да; вероятно; вероятно нет; определенно нет).
Ответы потребителей помогут фирме определить, какой вариант замысла обладает наибольшей притягательной силой. Например, предположим, что ваш последний вопрос о намерении совершить покупку II процентов потребителей ответили "определенно да" и еще 5 процентов -" вероятно". Фирма оценивает эти цифры соответствующей общей численности представителей конкретной целевой группы и рассчитывает объем сбыта. Но в этом случае расчетные величины будут сугубо ориентировочными, поскольку люди не всегда претворяют в жизнь высказываемые намерения.
На этапе "Разработка замысла и его проверка" происходит и сути переход от фазы возникновения замысла новшества к фазе собственно разработки инновации''.
4. Создание нового продукта.
Разработка конкретной программы развития нового продукта с распределением обязанностей по подразделениям фирмы;
создание образца и проведение технических испытаний (проверка на экологичность, безопасность и пр.);
определение наименование товара, его товарного знака, оформления упаковки, маркировки.
Разработка товара - длительный и дорогостоящий процесс. До сих, пор речь шла об описаниях, рисунках или весьма приближенных макетах. На этом этапе необходимо получить ответ, поддается ли идея товара воплощению в изделие, рентабельное как с технической, так и с коммерческой точек зрения. Цель инновационного менеджмента (на этом этапе) - обеспечить принятие решений как технического, так и маркетингового характера: о конструкции изделия, его упаковке, разработке марки, определении позиции товара на рынке, проверка отношения к товару и использования его потребителем.
Решение конструкции товара заключается в выборе типа и качества материалов, способа производства, возможных размеров и цветов изделия, установлении стоимости и времени производства на единицу продукции, степени использования производственных мощностей, оценке периода необходимого для перехода от разработки до коммерческого использования и т.д.
Решения об упаковке определяют используемые материалы; функции упаковки (защита при транспортировке, хранении, реклама); издержки, связанные с упаковкой; альтернативные размеры и цвета.
Решения о товарной марке предполагают выбор нового или использование существующего имени; защиты торговой марки и искомого образа товара.
Определение позиции товара на рынке заключается в выборе рыночного сегмента, сравнении по определённым параметрам своего нового товара с конкурирующими изделиями и с другими предложениями фирмы.
Проверка отношения и использования базируется на представлениях потребителей и их удовлетворении продукцией и может быть самой разнообразной по составу и видам работ.
Так, например, американская корпорация "Брунсвик", разрабатывая ассортимент легкой переносной школьной мебели, испытывала опытные образцы своей продукции в реальных условиях детского коллектива. В частности, проверялось, насколько новая мебель способна выдержать превратности непредусмотренного использования. При этом у учащихся старших классов обнаружилось пристрастие отрывать подлокотник, крепящий стул к парте. Очевидно, конструкция мебели, подсказала детям такую возможность.