Менеджмент - это управление организацией, функционирующей в условиях рыночной экономики.
Стратегия управления персоналом
высвобождение работников организации. Установление контактов с фирмами по трудоустройству. Консультирование персонала по вопросам профессиональной ориентации, программам обучения и трудоустройства. Использование схем частичной занятости;
адаптация персонала к новым условиям. Проводится работа по разрешению конфликтов, особенно обостряющихся в этот период, оказывается психологическая помощь сотрудникам.
Также существует еще несколько классификаций стратегий управления персоналом по определенным критериям.
По способу реагирования на изменения среды:
· внутренняя стратегия - система управления персоналом реагирует приспособлением к изменениям организации и среды;
· внешняя - система управления персоналом пытается изменить среду так, чтобы она лучше соответствовала возможностям системы и организации в целом.
В зависимости от условий внешней среды:
· определяемая динамизмом внешней среды и стратегиями конкурентов;
· определяемая изменениями в технологии, организационной структуре предприятия;
· определяемая финансово-экономическим состоянием предприятия (ситуация банкротства);
· определяемая уровнем рыночных отношений во внутрифирменных и внешних связях предприятия (стратегия маркетинга персонала).
В зависимости от базы стратегии:
· стратегия, базирующаяся на ресурсах, которыми располагает компания;
· стратегия, базирующаяся на условиях, в которых функционирует компания;
· стратегия, движимая амбициями.
В зависимости от механизма разработки и формализации:
· интуитивная (низкая степень формализации процесса, единоличный стиль управления);
· авторитарная (высокая степень формализации процесса, единоличный стиль управления);
· классическая (высокая степень формализации процесса, партисипативный стиль управления);
· спонтанная (низкая степень формализации процесса, партисипативный стиль управления).
В зависимости от целей и средств:
· стратегия инвестирования - большая гибкость и приспособляемость работников, возлагаемые функции широки и четко не сформулированы; инициативность сотрудников ограничена высоким уровнем директивного контроля и широко распространенной системой отчетности;· стратегия стимулирования - поддержание минимального количества персонала с четко регламентированными узкими полномочиями, жесткая зависимость между прилагаемыми усилиями к работе и уровнем оплаты;
· стратегия вовлеченности - значительная доля высококвалифицированных сотрудников, постоянное развитие и стимулирование творчества и инициативы, работа в командах на основе самоконтроля, высокая преданность сотрудников организации.
В зависимости от ориентиров корпоративной стратегии:
· инновационная - характеризуется наличием у персонала склонности к инновациям и возможностью реализации нововведений во всех сферах деятельности организации;
· стратегия, ориентированная на улучшение качества - предполагает активное вовлечение персонала в решение этих проблем, например, посредством организации «кружков качества»;
· стратегия сокращения издержек производства - направлена на оптимизацию численности персонала, предполагает поощрение экономии издержек производства.
В зависимости от объекта:
· децентрализованная - учитывающая специфику условий деятельности крупных многопрофильных фирм, подразделения которых функционируют в различных природно-климатических, экономических условиях;
· централизованная - для небольших, узкоспециализированных организаций с однородным составом персонала.
Выбор и реализация стратегии управления персоналом
Рассмотрев основные виды стратегий управления персоналом, сформулируем основные факторы, определяющие выбор конкретного ее вида. К ним можно отнести:
· стратегия управления организацией;
· существующая организационная структура;
· статус организации;
· численный состав работающих;
· период, на который составляется прогноз;
· уровень квалификации руководителей организации в целом и служб управления персоналом.
Реализация стратегии управления персоналом является важной стадией процесса стратегического управления. Для ее успешного протекания руководство организации должно следовать следующим правилам:
цели, стратегии, задачи по управлению персоналом должны быть тщательно и своевременно доведены до всех работников организации с тем, чтобы добиться с их стороны не только понимания того, что делает организация и служба управления персоналом, но и неформального вовлечения в процесс выполнения стратегий, в частности выработки у сотрудников обязательств пред организацией по реализации стратегии;
общее руководство организации и руководители службы управления персоналом должны не только своевременно обеспечить поступление всех необходимых для реализации ресурсов (материальных, оргтехники, оборудования, финансовых и др.), но и иметь план реализации стратегии в виде целевых установок по состоянию и развитию трудового потенциала и фиксировать достижение каждой цели.