Менеджмент - это управление организацией, функционирующей в условиях рыночной экономики.
Оценка и анализ внешней среды
Анализ внешней среды представляет собой процесс, посредством которого разработчики стратегического плана контролируют внешние по отношению к фирме факторы. Угрозы и возможности, с которыми сталкивается фирма, обычно делят на шесть областей.
Проведите анализ внешней среды, в которой работает Ваша гипотетическая фирма, и впишите характеристики угроз и возможностей для фирмы по каждой области.
Угрозы |
Возможности | |
Рынок |
Понижение спроса на металлопродукцию: сталепрокат, листовой прокат, оцинкованные листы; появление товаров-заменителей. |
Отсутствие барьеров для расширения доли рынка, для расширения сбыта на мировых рынках, увеличение емкости рынка |
Конкуренция |
усиление интенсивности конкуренции, появление более сильного конкурента, перераспределение рыночных долей в пользу конкурентов |
усиление конкурентоспособности компании на мировом рынке |
Социальная среда |
потеря доверия со стороны покупателей, снижение доли финансирования социальных программ |
дальнейшее развитие социальной политики, разработка социальных программ для сотрудников и жителей города |
Технология |
Устаревание технологии по изготовлению металлопродукции, неспособность уловить необходимость смены продукции или рынка |
Возможность реализации крупных инвестиционных и инновационных проектов, полное техническое перевооружение, строительство новых комплексов. |
Экономика |
неустойчивый валютный курс, влияющий на операции по реализации и закупкам, выраженных в валюте; процентный риск, связанный с привлечением займов и кредитов; рост цен на сырье |
Стабильное развитие экономики |
Политика |
ужесточение норм, требований к производству металлопродукции, принятие Киотского соглашения в 2004 году, нормы по добыче железной руды с целью уменьшения загрязнения окружающей среды вредными для здоровья веществами, вступление в ВТО |
Поддержка со стороны государства: программы поддержки развития металлургической отрасли; организация добычи железной руды на месторождениях; обеспечение охраны месторождений руды политика протекционизма со стороны государства. |
Иллюстрации воздействия внешних факторов
Фирма BPS была организацией, которая в конце 80-х годов оказалась под воздействием комбинации внешних факторов. BPS British Gypsum владел 92% рынка гипсового сырья для производства гипсовых панелей. Поскольку правительство Великобритании стремилось повысить конкуренцию, представитель фирмы был приглашен в комиссию по делам монополий и конгломератов (ММС). Но ни это, ни даже появление двух других конкурентов не сказалось заметным образом на ситуации.
Однако фирма подверглась и более серьезному воздействию внешних факторов.
Ужесточение требований экологической безопасности привело к тому, что при производстве энергии на теплоэлектростанциях стало необходимым удаление серы из продуктов сгорания. При удалении же серы получается в больших объемах побочный продукт - гипс, способный конкурировать с гипсом, добываемым подземным способом.