Менеджмент - это управление организацией, функционирующей в условиях рыночной экономики.
Диагностика ситуации изменения с помощью модели Надлера-Ташмана
Полезной диагностической моделью для определения необходимости изменений, оценки их масштабов является модель Надлера - Ташмена, определяющая критичные взаимосвязанные и взаимозависимые области организации относительно предполагаемых изменений:
задачи;
структуры и системы (формальные и неформальные);
культура организации;
люди (их взаимоотношения и взаимодействия);
потребляемые для производства материалы;
производимый продукт;
Таблица 3
Компонент |
Текущее состояние |
Желаемое состояние |
Задача |
- устоявшаяся номенклатура продукции (не меняется на протяжении долгого периода времени) |
- расширенная номенклатуры выпускаемой продукции - увеличенная доля рынка |
Структура |
-функционирующая система, нацеленная на производство узкого ассортимента товаров |
-производственная система, ориентированная на производство широкого ряда товаров с возможностью дальнейшего расширения или быстрого перехода на производство совершенно новой продукции |
Культура |
-устоявшийся коллектив специалистов с нормальной рабочей атмосферой |
-коллектив, в котором количество молодых специалистов занимает не менее трети от общего штата - высокий моральный дух, отсутствие конфликтов «молодых» и «старых» сотрудников |
Люди |
-большинство рабочих мест занимают люди, работающие на предприятии долгое время (многие не один десяток лет) |
-молодые специалисты (выпускники ВУЗов и ПТУ) занимают значительную часть производственного штата |
Потребление |
Стандартные материалы и сырье (листовой металл) |
Высокотехнологичные материалы |
Продукт |
Комплектующие для нефтедобычи и переработки (печи для подогрева нефти, сепараторы, дегазаторы, емкостное оборудование) |
Буровые насосы, узлы и системы буровых установок, насосное оборудование, паровые и водогрейные котлы, фильтровальное оборудование, коксовые камеры, комплексные УПН (установка подготовки нефти), БПГ (блоки подготовки газа) |
В ходе проведенных исследований можно однозначно утверждать, что разрыв между реальным и желаемым состоянием производимых на предприятии продуктов очень высок, а реальное состояние компонентов «Люди» и «Культура» будут активно противодействовать сокращению этой разницы в ближайшем будущем. Таким образом, расширение ассортиментного ряда будет трудноосуществимо (или невозможно) без модернизации рабочей структуры и обновления производственного персонала.