Менеджмент - это управление организацией, функционирующей в условиях рыночной экономики.
Понятие инвестиционного проекта и содержание управления инвестициями на различных этапах реализации проекта
. стадия стабилизации - прекращается или замедляется рост продаж и прибылей, заканчивается модернизация продукции, ассортимент стабилизируется, останавливается рост капитальных затрат и наблюдается их снижение;
. стадия затухания, характеризующаяся уменьшением числа компаний, занятых в отрасли, прибылей, продаж и капиталовложений.
Для инвестора наиболее благоприятно вложение капитала в объекты тех отраслей, которые находятся в стадии расширения, когда наблюдается наибольший прирост курсовой стоимости их акций и четко просматриваются положительные перспективы бизнеса. Данный анализ позволяет предвидеть рост процентных ставок и возможные изменения общеэкономической конъюнктуры.
Качественный анализ, проводимый в заключение отраслевых исследований, проясняет следующие вопросы:
. исторический аспект развития отрасли в данной стране и в мире;
. условия конкуренции - наличие входных барьеров в отрасли, отношения между существующими конкурентами, возможность появления товаров-аналогов;
. производственный потенциал производителей и платежеспособность покупателей;
. законодательные положения, действующие в отрасли [34, с.151].
По указанным материалам делаются выводы о перспективности вложения средств в предприятия данной отрасли. Основным показателем оценки инвестиционной привлекательности отраслей является уровень прибыльности используемых активов, который рассчитывается в двух вариантах:
. прибыль от реализации продукции (товаров, услуг), отнесенная к общей сумме используемых активов;
. балансовая прибыль, отнесенная к общей сумме используемых активов.
Кроме оценки инвестиционной привлекательности отраслей в процессе управления инвестициями фирма проводит и оценку инвестиционной привлекательности регионов, так как продукция фирм одной отрасли, находящихся в различных регионах, имеет различную привлекательность. Привлекательность регионов формируется такими факторами, как месторасположение, развитие транспортной сети, характеристика социальных условий; развитие предпринимательской инфраструктуры; природно-климатические условия; наличие ресурсов и т.п.
Оценка инвестиционной привлекательности регионов РФ проводится по различным значимым факторам, и показатели региона сравниваются со средними показателями по РФ [30, с.12].
На основе полученных результатов предпринимательская фирма принимает решение о выборе конкретных направлений и форм инвестиций.
Следующий этап - выбор конкретных объектов инвестирования, который начинается с анализа предложений на инвестиционном рынке. Затем отбираются отдельные реальные инвестиционные проекты и финансовые инструменты, соответствующие основным направлениям инвестиционной деятельности и экономической стратегии фирмы. Все отобранные объекты инвестирования анализируются с позиции их экономической эффективности. По результатам этого анализа проводится ранжирование объектов по критерию их эффективности - доходности и из этого перечня отбираются к реализации те объекты, которые обеспечивают наибольшую эффективность.
Следующий этап - определение ликвидности инвестиций. В процессе осуществления инвестиционной деятельности предпринимательские фирмы должны учитывать, что в результате изменения инвестиционного климата по отдельным объектам инвестирования ожидаемая доходность может значительно снизиться. Поэтому необходимо тщательно отслеживать все эти изменения и своевременно принимать решение о выходе из отдельных инвестиционных программ и реинвестировании капитала. С учетом возможности такой ситуации по каждому объекту инвестирования первоначально следует оценить степень ликвидности инвестиций и предпочтение отдать тем из них, которые имеют наибольший потенциальный уровень ликвидности.
Важный этап управления инвестициями - определение необходимого объема инвестиционных ресурсов и поиск источников их формирования. На этом этапе прогнозируется общая потребность в инвестиционных ресурсах, необходимых для осуществления инвестиционной деятельности предпринимательской фирмы в запланированных направлениях. Исходя из потребности в инвестиционных ресурсах, определяют источники их формирования. При недостатке собственных финансовых средств принимается решение о привлечении заемных средств.