Менеджмент - это управление организацией, функционирующей в условиях рыночной экономики.
Документальное оформление системы менеджмента качества в соответствии с МС ИСО серии 9000
бенчмаркинг менеджмент качество
В стандарте ИСО 9000 содержатся рекомендации, как, наиболее рационально, исходя из потребностей производства или условий контракта, выбрать модель системы и те ее элементы, которые необходимы для каждой модели или их сочетаний. Такая многовариантность открывает для конструкторов и изготовителя продукции, а также для разработчиков систем качества широкие творческие возможности.
Создаваемая система должна учитывать:
§ специфику предприятия;
§ его размеры;
§ структуру и организацию производства.
Система качества должна быть гибкой, чтобы не создавать помех тем изменениям, которые могут оказаться необходимыми в дальнейшем.
При выборе варианта системы производится оценка и трактовка каждого ее элемента. Все элементы можно разделить на три группы.
К первой группе относятся те элементы системы качества, которые должны быть определены и установлены руководством предприятия:
§ политика в области качества;
§ организационная структура и организация работы;
§ оценка системы качества;
§ обучение.
Вторая группа - это элементы системы, охватывающие несколько фаз или подразделений, связанные с самой системой качества, с общефирменными проблемами и с проблемами продукции (услуг).
Относительно самой системы все изменения должны приниматься согласованно между заинтересованными службами. Так же согласованно должны проводиться внутрифирменные анализы обеспечения качества и корректирующие меры.
К общефирменным проблемам относятся:
§ контроль документации;
§ ведение всех записей по качеству (документирование);
§ применение статистических методов. И наконец, относительно изделий (услуг) многие подразделения фирмы должны решать вопросы:
§ обозначения целей и возможности определения этапов изготовления (идентификации);
§ хранения, упаковки, транспортировки, отгрузки;
§ контроля средств измерений и контроля;
§ обращения с дефектными единицами продукции;
§ контроля качества;
§ состояния при испытаниях.
Третья группа - это элементы системы, специфичные для определенных этапов:
§ проверка контрактов;
§ обеспечение качества на различных стадиях жизненного цикла продукции (проектирование, закупка материалов и комплектующих изделий, изготовление и использование).
Структуру системы качества можно представить пирамидой документации.
Верхнюю часть пирамиды занимает Руководство по качеству для всей фирмы.
Руководство (или Справочник) содержит сформулированную дирекцией политику фирмы в области качества, цели по качеству и утвержденную организационную структуру производства.
Среднюю часть пирамиды составляют методические документы общего характера, мероприятия и последовательность операций по обеспечению качества.
Нижняя часть пирамиды представляет собой набор рабочих инструкций для исполнителей.
Все эти документы охватывают следующие сферы деятельности:
§ организационная работа;
§ проектирование;
§ документация;
§ материально-техническое обеспечение;
§ производство (изготовление);
§ испытания и приемка продукции;
§ корректирующие действия при отклонениях;
§ связь с потребителями;
§ надзор;
§ хранение, транспортировка.
Как показывает опыт, объем Руководства составляет 100-120 листов. Состоит он из 20 глав по числу основных элементов системы (согласно МС ИСО 9001).
Следующую группу документов составляют стандарты предприятия (процедуры), которые регламентируют управленческие и рабочие процедуры по обеспечению качества. В составе документации системы качества, как показывает опыт, их может быть до 200 на 250-400 листах. В них есть ответы на все вопросы: «что», «кто», «как» делают сотрудники предприятия по обеспечению качества.
И последняя группа документов системы качества - это рабочие инструкции, справочники и другая документация системы. Количество и объем этих документов зависит от типа производства, продукции и др.
Наглядное представление о соотношении документации, входящей в систему качества, дает рис. 1.
Рисунок 1. Документация системы качества
В стандартах ИСО 9000 подчеркивается, что система качества предприятия должна быть тщательно документирована в целях:
§ четкого установления требований к качеству и выполнению работ по его обеспечению;
§ регулярной фиксации данных о фактическом качестве и функционировании системы качества;
§ прослеживаемости и идентификации продукции и действий по обеспечению ее качества;
§ закрепления лучших традиций и накопленного опыта организации работ в системе качества;