Менеджмент - это управление организацией, функционирующей в условиях рыночной экономики.
Нематериальные ресурсы в обеспечении конкурентоспособности предприятия
Материальные ресурсы и нематериальные ресурсы в организации должны обеспечивать конкурентоспособность предприятия на рынке. Если к материальным ресурсам относятся имущество по составу и размещению (фонды, сырье, материалы, денежные ресурсы и т.д.), то к нематериальным ресурсам можно отнести сертификаты, стандарты, обеспечивающие качество продукции, а значит и конкурентоспособность.
«Сертификат» в переводе с латинского означает «сделано правильно». Когда этот термин применяется к продукции, то с его помощью может быть установлен изготовитель данного товара (страна), название фирмы, ее юридический адрес и т.д. [6 гл 10 стр. 231]
Этот вид сертификата называется «сертификатом происхождения», он имеет важное значение в торговле, особенно международной.
Другой сертификат носит название сертификат качества. В этом документе производитель указывает количественные характеристики различных свойств продукции, характеризующих ее качество. Сертификат качества имеет характер выборочной информации и используется изготовителем преимущественно в рекламных целях.
Наиболее широкое распространение получил сертификат соответствия. Отличительная его особенность в том, что он является документальным результатом проведения специальной процедуры, называемой сертификацией соответствия.
В России в настоящее время существует достаточно развитое законодательство, регулирующее деятельность по сертификации. Принято более 20 законодательных актов и постановлений правительства в данной области.
Законом «о защите прав потребителей» в редакции 1992 года впервые была введена обязательная сертификация соответствия товаров (работ, услуг). Обязательным требованием стандартов уполномоченным на то органом. При этом под «стандартом» понимаются документы:
«Государственные стандарты;
Стандартные нормы и правила
Строительные нормы и правила». [6. п 101., стр. 233]
Теперь не допускается продажа товаров (выполнение работ, оказание услуг), в том числе и импортного, без информации о проведении обязательной сертификации и немаркированного знаком соответствия. Информация о сертификации товаров (работ, услуг) представляется в виде маркировки в установленном знаком соответствия и указанием в тезхнической документации сведений о проведении сертификации (номера сертификата, срока действия, органа, его выдавшего). Таким образом основанием для реализации продукции, подлежащей обязательной сертификации будет не только сам сертификат или его заверенная копия, а информация о сертификации, передаваемая с помощью знака соответствия и указанная в технической документации.
В 1993 году был принят Закон РФ «О сертификации продукции и услуг», который заложил основу правовой базы сертификации в России, способствовал формированию инфраструктуры российской системы сертификации и обеспечил реализацию положений и др. законов, которыми вводится обязательная сертификация.
Законом «о сертификации продукции и услуг» определено следующее:
• в России проводится, как обязательная, так и добровольная сертификация;
• обязательная сертификация вводится в России законодательными актами;
• добровольную сертификацию вправе осуществлять любое юридическое лицо образовавшее систему добровольной сертификации или взявшее на себя функции органа по добровольной сертификации на условиях договора с юридическим лицом, образовавшим данную систему;
• система сертификации и знаки соответствия подлежат государственной регистрации в установленном порядке.
Изготовление (продавцы, изготовители продукции, работ, услуг, подлежащих обязательной сертификации и реализуемые на территории РФ.), должны выполнять следующие функции:
) Реализовывать эту продукцию только при наличии сертификата;
) Обеспечивать ее соответствие требованиям нормативных документов, на соответствие которым она была сертифицирована;
) Указывать в сопроводительно-технической документации сведения о сертификации и нормативных документов;
) Приостанавливать или прекращать реализацию сертифицированной продукции, если она уже не отвечает требованиям нормативных документов.
Нематериальные ресурсы - это и стандарты, обеспечивающие качество продукции.
Стандарты данного направления можно представить в следующих группах:
«1) стандарты технической подготовки производства;
) стандарты, обеспечивающие качество на стадии эксплуатации;
) стандарты по системам качества;
) стандарты, определяющие требования к отдельным свойствам продукции;
) стандарты по системе сертификации ГОСТР;
) стандарты по системе аккредитации в РФ» [4.6.1. стр. 87].
Конкурентоспособность предприятия во многом зависит от стандартизации управленческой документации.
К управленческой документации относятся организационно-распорядительные, внешнеторговые, отчетно-статистическая, бухгалтерско-финансовая, рассчетно-денежная документация.
Правильное применение стандартов в РФ оказывает как нематериальный ресурс, влияние на конкурентоспособность предприятия.
1 2