Менеджмент - это управление организацией, функционирующей в условиях рыночной экономики.
Предоставление документов пользователям в читальный зал
В целях создания условий для работы специалистов (пользователей) непосредственно в архиве создается читальный зал (просмотровый зал, компьютерный зал, помещение для прослушивания фонодокументов и др.), оборудованный соответствующими техническими средствами для работы с микрокопиями, электронными аудиовизуальными и иными документами.
Распорядок работы читального зала устанавливает руководитель архива.
При отсутствии в архиве специально выделенного помещения читального зала работа пользователей с документами производится непосредственно в рабочих комнатах архива, для чего оборудуется соответствующее рабочее место.
В читальном зале архива могут работать как сотрудники организации, так и исследователи из научных и иных организаций или частные лица.
Пользователи допускаются в читальный зал на основании личного заявления; пользователи, ведущие научную работу в соответствии с планом научных учреждений или выполняющие служебные задания, представляют письмо направившей их организации; сотрудники организации допускаются в читальный зал по предъявлении служебного удостоверения.
В личном заявлении или письме указываются фамилия, имя, отчество пользователя, должность, научное звание, ученая степень, тема и хронологические рамки исследования.
Разрешение на работу в читальном зале дает заведующий архивом на необходимый пользователю срок, но, как правило, на 1 год со дня оформления. При необходимости продления срок согласовывается с заведующим архивом или сотрудником читального зала.
К работе в читальном зале допускаются граждане РФ и иностранные пользователи.
Исследователям, работающим в читальных залах, предоставляются поисковые справочники: путеводители, каталоги, указатели и другие издания из библиотек архивов в рамках тем. Исследователи могут получать консультации архивистов.
После ознакомления с печатными изданиями исследователям предоставляется научно-справочный аппарат архивов: описи, обзоры, каталоги. В НСА читального зала также могут входить: картотека фондов, реестр описей фондов, справочники административно-территориального деления, переводные таблицы шифров и многое другое.
Архивы могут при наличии множительной техники оформлять заказы исследователей на копирование документов.
При первом посещении государственного архива на каждого посетителя заводится дело, в которое подшиваются:
все письма-направления и заявления пользователя;
анкета исследователя с подпиской о знакомстве с правилами работы читального зала и обязательством их выполнять;
заказы на выдачу описей и дел;
заказы на копирование документов.
В ведомственном архиве на каждого пользователя заводится карточка с указанием основных сведений о должности, месте работы, цели и темы исследования, заказанных делах и пр.
Отказ или отсрочка в выдаче документов допускаются в случаях:
их плохого физического состояния;
ограничений на использование, установленных законодательством Российской Федерации или фондообразователем при передаче документов на хранение;
пользования документами сотрудниками архива для выполнения служебных заданий;
выдачи документов во временное пользование или другому пользователю в читальном зале.
Отказ архива в предоставлении документов должен быть выдан в письменной форме и содержать причины отказа, срок действия ограничений, юридическое основание ограничений, а также порядок обжалования отказа.
Стоит отметить, что "Правила работы пользователей в читальных залах…не содержит важных для пользователей процедур доступа к различным категориям документов, прежде всего, содержащих информацию конфиденциального характера. В то же время принятие ФЗ "Об архивном деле в РФ" позволило в значительной степени по сравнению с "Основами законодательства об архивном фонде РФ и архивах" расширить и дополнить положения в части обеспечения доступа пользователей к архивным документам".