Менеджмент - это управление организацией, функционирующей в условиях рыночной экономики.
Основные факторы, составляющие конкурентоспособность предприятия
Смольянова Е.Л. и В.Б. Малицкая предлагают классификацию факторов конкурентоспособности по степени возможного контролирующего воздействия со стороны государства и предприятия.
Рис. 2. Классификация факторов конкурентоспособности по степени воздействия со стороны государства и предприятия
В трудах А.А. Томпсона-А.Дж. Стрикленда обозначены следующие факторы: технологические (опыт научных исследований, способность к совершенствованию продукции и производственных процессов), производственные (низкие затраты на производство и высокое качество продукции, высокая производительность труда), распределительные (быстрая доставка и низкие затраты на сбыт продукции), маркетинговые (высококвалифицированный персонал, широкий ассортимент, привлекательная упаковка продукции), квалификационные (ноу-хау по управлению качеством, создание новых видов продукции), организационные возможности (способность быстрого реагирования на изменения рынка), прочие факторы (имидж, патентная защита и др.).
Сточки зрения универсальности и с определенной долей условности все факторы оказывающие влияние на компанию мы можем разделить на три главные группы (рис.3).
Под факторами «дальнего» окружения подразумевается влияние политико-правовых, экономических, социальных и технологических аспектов страны. Это область, изменения в которой влияют на деятельность любой компании, но на которую сама она, как правило, воздействия оказывать не может.
К факторам «ближнего» окружения можно отнести влияние конкуренции, клиентов, поставщиков ресурсов. Это окружение, которое оказывает влияние на фирму и на которое фирма также может непосредственно воздействовать: может его изменять и формировать. Здесь очень важно разграничить ближнее и дальнее окружение. Ведь именно в ближнем окружении ведется конкурентная борьба, поэтому менеджеры уделяют его анализу много времени и внимания.
Рис. 3. Основные группы факторов
Подводя итог этого раздела, мы должны отметить о значительном количестве факторов, которые оказывают свое влияние на компанию и ее конкурентоспособность. Кроме того, содержание факторов и характер их влияния на хозяйствующий субъект таковы, что каждый из них воздействует сразу же на несколько аспектов деятельности организации, вследствие чего нельзя рассматривать влияние какого-либо одного из факторов изолированно от воздействия других на деятельность хозяйствующего субъекта в целом. Таким образом, рассмотренные блоки факторов конкурентоспособности предприятия представляют собой единую систему. Эти блоки и составляющие их элементы, каждый в отдельности и все вместе как система, создают среду, в которой создается и функционирует предприятие.
1 2