Менеджмент - это управление организацией, функционирующей в условиях рыночной экономики.
Исследования внутренней среды
Цель внутреннего анализа - определить стратегическую ситуацию внутри предприятия, характеризующую текущее состояние бизнеса и использование разнообразных ресурсов.
Безусловно анализ должен рассматривать все функциональные действия организации. В номинале к ним относят менеджмент (управление организацией), условия производства, маркетинг, финансы, кадры (управление персоналом).
В анализе внутренних сил компания рассматривается как система, имеющая свою структуру и подсистемы, и которые подвергаются исследованию на предмет эффективности и потенциала развития.
Метод анализа внутренних сил на основе анализа цепочки создания ценностей является одним из наиболее действенных инструментов изучения механизма полезности и стоимостного дифференцирования, а также выявления связи между ними. Визуализировать цепочку можно в следующем виде. Этот анализ показывает вклад каждого вида деятельности в решении основных задач компании. Анализ цепочки создания ценности подсказывает направление усилий в отрасли, позволяющие увеличить степень удовлетворения потребителей без дополнительных издержек.
Для формирования конкурентных преимуществ компании проводится сравнительный анализ всей цепочки создания ценности с цепочками создания ценностей конкурентов. Следует заметить, что любой элемент цепочки создания ценности может стать источником конкурентного преимущества.
Методика, основанная на выявлении цепочки создания ценности кропотливый процесс, который требует описание большинства бизнес-процессов компании. Для формирования полной карты протекающих процессов в компании, как правило, требуется привлечение определенного числа специалистов разных подразделений. Применение этой методики на примере компании «Техсервис» затруднительно. Во-первых, в настоящее время компания претерпевает структурные изменения. Во-вторых, представительства «Техсервис» имеет отличия в бизнес-процессах, что составляет дополнительную сложность в достоверности исследования по этой методике в настоящее время. Поэтому в качестве инструмента анализа внутренних сил мы можем использовать экспертную модель определения ключевых факторов успеха.
Отраслевые ключевые факторы успеха - это те действия (по реализации стратегии), которые позволяют добиться конкурентоспособности и успеха на рынке.
Предприятия, правильно понимающие отраслевые факторы успеха, могут достичь значительного конкурентного преимущества, учитывая при реализации своей стратегии ключевые факторы успеха и обеспечивая себе преимущество перед конкурентами с помощью этих факторов. В самом деле, использование одного или нескольких факторов успеха в качестве краеугольного камня при разработке стратегии компании часто является мудрым подходом, способным привести компанию к победе. Рассмотрим основные типы ключевых факторов успеха (табл.2.)
Таблица 2. Группы ключевых факторов успеха
Группа ключевых факторов |
Фактор |
Основанные на научно-техническом превосходстве |
- опыт организации научных исследований (важен в отраслях высокой технологии); - способность быстрого осуществления -технологических и (или) организационных нововведений; - наличие опыта работы с передовыми технологиями |
Связанные с организацией производства |
- низкие издержки производства; - высокое качество производимых товаров; - выгоды, связанные с местоположением предприятия; - наличие доступа к квалифицированной рабочей силе; - отлаженное партнерство с хорошими поставщиками; - высокая производительность труда (для трудоемких отраслей); - низкие издержки на НИОКР и технологическую подготовку производства; - гибкость в производстве различных моделей и типоразмеров, возможность учета индивидуальных запросов покупателей |
Основанные на маркетинге |
- хорошо организованная собственная распределительная сеть или наличие твердых партнерских отношений с независимой распределительной сетью; - низкие издержки распределения; - быстрая доставка; - хорошо подготовленный персонал, занятый сбытом; - доступный и хорошо организованный сервис; - аккуратное выполнение заказов; - широта ассортимента и возможность выбора товаров; - привлекательная, надежная и удобная упаковка; - наличие гарантий на товары и гарантий выполнения обязательств. |
Основанные на обладании знаниями и опытом |
- профессиональное превосходство, признанный талант (фактор имеет огромное значение в сфере профессиональных услуг); - обладание секретами и «ноу-хау»; - умение создавать оригинальный и привлекательный дизайн товаров; - наличие опыта в определенной технологии; - использование умной, захватывающей рекламы; - умение быстро разрабатывать и продвигать новую продукцию |
Связанные с организацией и управлением |
- наличие эффективных и надежных информационных систем; - способность руководства быстро реагировать на изменение рыночных условий; - опытная в данной сфере деятельности и хорошо сбалансированная управленческая команда |
Прочие |
- наличие хорошей репутации у потребителей; - доступ к финансовому капиталу; - признание фирмы как безусловного лидера отрасли и др. |
1 2