Менеджмент - это управление организацией, функционирующей в условиях рыночной экономики.
Управление развитием личности
Всестороннее развитие личности человека является непрерывным и целенаправленным процессом воспитания и обучения, в котором основными субъектами выступают человек и его семья, предприятие или организация, где он работает, образовательные и культурные учреждения.
Исходными данными для управления развитием являются:
· социальные подсистемы человека;
· материалы тестирования и диагностики личности;
· социальные нормативы, включая "потребительскую корзину";
· программы образовательных услуг и условия приема.
Процесс управления всесторонним развитием личности человека на предприятии включает в себя ряд этапов:
· постановка целей социального развития; комплексная оценка работников (медицинская, психологическая, физкультурная, профессиональная, эстетическая, экологическая и др.);
· расчет социальных нормативов для конкретной категории работников;
· расчет плановых заданий по развитию личности на перспективу;
· определение необходимых ресурсов и финансовых средств;
· разработка плана социального развития,
· доведение плановых заданий до конкретных подразделений с помощью коллективных договоров;
· организация культурно - просветительской, воспитательной и образовательной деятельности;
· оперативный учет и контроль выполнения коллективного договора и плана социального развития;
· анализ выполнения годовых и квартальных планов повышения квалификации персонала.
Всестороннее развитие личности конкретного человека включает такие этапы:
· постановка жизненных целей на ближайшие 5-10 лет;
· комплексная оценка личности (не реже, чем через 5 лет);
· целевое планирование по сферам человеческой деятельности; культурно-эстетическое воспитание (театры, музеи, выставки, литература, музыка, кино, телевидение и т.п.);
· физическое совершенствование, поддержание здоровья и работоспособности;
· целенаправленное обучение или самообразование для развития личности до уровня плановых параметров.
Показатели всестороннего развития личности человека отражаются в следующих документах:
· образовательных (аттестат зрелости, диплом об окончании техникума или вуза, сертификаты и свидетельства об окончании курсов, дипломы о присуждении ученых степеней, аттестаты о присвоении почетных званий и др.);
· кадровых (характеристика, рекомендательное письмо, трудовая книжка, приказы по личному составу, контракт сотрудника, материалы по аттестации кадров);
· документах по научно - техническому прогрессу (авторские свидетельства об изобретениях, рационализаторские предложения, планы технического развития, научные статьи, отчеты по НИР и ОКР, доклады и сообщения на конференциях, отчеты о работе кружков качества и др.);
· медицинских документах и свидетельствах достижений в физкультуре и спорте: медицинских картах, справках, больничных листах, спортивных разрядах, сдаче комплекса ГТО, дипломах за участие в соревнованиях, грамотах, кубках и медалях за победы в турнирах;
· документах, подтверждающих культурный и эстетический уровень (дипломы за участие в конкурсах и выставках, публикации в газетах, интервью на радио и по телевидению, материалы социологических опросов и т.п.).
Таким образом, управление развитием личности человека является важнейшей функцией службы управления персоналом предприятия и каждого менеджера, который стремится наладить хорошие отношения в своем трудовом коллективе. Развитие личности целесообразно осуществлять на системной основе, базируясь на концептуальной схеме понятий, характеризующих человека, и целевом планировании становления человека как социальной индивидуальности.
Современные теории управления персоналом выделяют человека в качестве главного субъекта управления, исходя из индивидуальных особенностей которого, формируется корпоративная культура и стратегия развития предприятия. Не случайно и появление новой цели управления персоналом - повышение качества трудовой жизни.