Менеджмент - это управление организацией, функционирующей в условиях рыночной экономики.
Иерархия потребностей при работе в многонациональной внешней среде
Менеджеры, действующие на международной арене, также как и их коллеги, действующие внутри какой-либо страны, должны обеспечивать возможности для удовлетворения потребностей сотрудников. Поскольку в различных странах относительная важность потребностей определяется по-разному, руководители организаций, действующих на международном уровне, должны знать эти различия и принимать их в расчет.
В одном достаточно полном исследовании на базе иерархии потребностей Маслоу был проведен сопоставительный анализ пяти различных групп руководителей. Эти группы были сформированы по географическому принципу: 1) руководители английских и американских фирм; 2) японские руководители; 3) руководители фирм северных и центрально-европейских стран (ФРГ, Дания, Швеция и Норвегия); 4) руководители фирм южных и западных европейских стран (Испания, Франция, Бельгия, Италия); 5) руководители фирм развивающихся стран (Аргентина, Чили, Индия). Один из результатов этого исследования состоял в том, что руководители из развивающихся стран придавали большее значение всем потребностям иерархии Маслоу и степени их удовлетворения, чем руководители каких-либо других стран. Руководители из развивающихся и юго-западных европейских стран более всего стремятся удовлетворить социальные потребности. Это говорит о важности использования при работе с ними таких вознаграждений, как повышение статуса, социальное уважение, признание заслуг. Более позднее исследование на эту же тему, составленное на основании результатов опросов и посвященное определению потребности людей из более чем 40 стран, позволяет сделать вывод, что теории мотивации, разработанные американскими учеными, базируются на неявном допущении о том, что американская система культурных ценностей и идеалов существует и за границей. Однако это не соответствует действительности.
Методы удовлетворения потребностей высших уровней:
Социальные потребности:
Давайте сотрудникам такую работу, которая позволила бы им общаться;
Создавайте на рабочих местах дух единой команды;
Проводите с подчиненными периодические совещания;
Не старайтесь разрушить возникшие неформальные группы, если они не наносят организации реального ущерба;
Создавайте условия для социальной активности членов организации вне ее рамок.
Потребности в уважении:
Предлагайте подчиненным более содержательную работу;
Обеспечьте им положительную обратную связь с достигнутыми результатами;
Высоко оценивайте и поощряйте достигнутые подчиненными результаты;
Привлекайте подчиненных к формулировке целей и выработке решений;
Делегируйте подчиненным дополнительные права и полномочия;
Продвигайте подчиненных по служебной лестнице;
Обеспечивайте обучение и переподготовку, которая повышает уровень компетентности.
Потребности в самовыражении:
Обеспечивайте подчиненным возможности для обучения и развития, которые позволили бы полностью использовать их потенциал;
Давайте подчиненным сложную и важную работу, требующую от них полной отдачи;
Поощряйте и развивайте у подчиненных творческие способности.
К сожалению, систематических исследований мотивации на международном уровне не проводилось. Тем не менее, можно заключить, что руководители, действующие на международном уровне, должны постоянно учитывать, понимать и внимательно относиться к культурным отличиям потребностей людей, с которыми они взаимодействуют. Руководители должны всячески избегать явного предпочтения сотрудников одной национальности другой. Нельзя рассчитывать на то, что люди, которыми вы управляете за рубежом, обладают теми же потребностями, что и у вас в стране. Что же делать? Надо обеспечивать удовлетворение потребностей людей, которыми вы управляете, если они работают эффективно. В примере 1.1 рассмотрены случаи неудовлетворенности работой в международной фирме.