Менеджмент - это управление организацией, функционирующей в условиях рыночной экономики.
Функции корпоративного регулирования
Неудивительно, что в этой ситуации многие компании вынуждены рассматривать высокий уровень прозрачности как продуцирующий повышенные риски.
И все же мы живем в эпоху глобальной реформы корпоративного регулирования. И реформа эта - не самоцель, а неизбежное следствие изменений в обществе. Но для ее интенсификации необходимы совместные усилия бизнеса, государства и независимых общественных институтов. Реформа практически будет стоять на месте без реальной борьбы с преступностью, коррупцией и с так называемым "рынком правосудия".
Высокий уровень корпоративного регулирования способен создать благоприятный имидж не только для бизнеса, но и для всего государства. В этом смысле подобные технологии - это стратегический ресурс, который уже приносит индустриальным корпорациям большие доходы. Эта сфера стала основным сегментом конкурентной борьбы в Европе и США. Системное регулирования напрямую повышает результативность работы компании и одновременно оказывается механизмом, продуцирующим инвестиционное доверие. Как однажды заметил Роджер Маннингс, гендиректор российского представительства КПМГ: "Если этого доверия нет, то экономика не может быть эффективной". Именно системное и прозрачное корпоративное регулирование способно возродить веру инвесторов в будущее России.
Тем не менее уже сегодня многие стратегические инвесторы, такие, например, как Европейский банк реконструкции и развития, работают в России. Несмотря на все сложности, Россия уже сменила свой восточный имидж на индустриальные рейтинги. Присутствие в России таких аудиторских и рейтинговых компаний как КПМГ или Standard&Poor`s - тоже залог будущего успеха.
Уже сегодня советы директоров крупных акционерных обществ на глазах превращаются из формальной структуры в центральный орган управления компаниями. Но по-прежнему существуют сотни крупных акционерных обществ, где "корпоративное регулирование" - это лишь обязательный ритуал, навязываемый извне.
Как известно, поглощения компаний в России часто носят недружественный характер. Правовые механизмы, препятствующие этому, прописаны лишь частично. Бизнес продолжает работать под ударами гринмейла (корпоративного шантажа) и силовых захватов. Отсутствуют реальные механизмы возврата собственности в ситуациях уничтожения и подделки реестров. Все это умножается на возможность приобретения поддержки различных силовых структур и нужных решений суда, что стало едва ли не рыночным механизмом.
В направлении улучшения ситуации определенная работа делается Комитетом по собственности ГД РФ, Федеральной службой по финансовым рынкам, Министерством экономического развития, и некоторыми другими институциями. Однако общая концепция развития корпоративного регулирования пока отсутствует.
Стратегическая работа по внедрению в России принципов корпоративного регулирования делается Национальным советом по корпоративному регулированию.
До тех пор, пока системное регулирование не станет для всех крупных компаний необходимым условием существования, глобальных изменений не будет. Компании, которые далеко продвинулись в развитии корпоративного регулирования, такие как, например, РАО "ЕЭС России", "Норильский Никель", АФК "Система", "Вимм-Билль-Данн", "Ренова", будут и впредь наиболее успешными. Но пока такие компании - это скорее приятные исключения из общего правила.