Менеджмент - это управление организацией, функционирующей в условиях рыночной экономики.
Социальные функции доверия
Можно было бы выделить три основных типа доверия:
· доверие к партнеру,
· общественное (доверие к социальной системе, например, к властной структуре, государству или к корпорации),
· символическое (доверие к символическим объектам, например, к деньгам).
Э. Гидденс настаивает еще на одном типе доверия - это доверие к экспертным и профессиональным сообществам. Этот тип доверия он считает наиболее перспективным. Последний тип мы бы назвали информационным доверием, доверием к "знанию", включив туда не только экспертные институции, но и сами идеи общественного устройства, демократии и т. д. Ведь все эти типы информации всегда транслируются именно через те или иные экспертные сообщества и, как правило, ими же и порождаются.
Мы рассматриваем доверие как часть социального капитала, а социальный капитал - как уникальный ресурс, рост которого прямо пропорционален объемам его инвестирования в иные сферы.
В этих механизмах функционирования доверия одну из первых ролей играет именно корпоративное регулирование. Ведь поле доверия снимает трансакционные издержки, а корпоративное регулирование - это как раз и есть инструмент для создания этого самого поля доверия.
По сути, доверие - это главный способ кредитования социальной системы. Доверяя кому-то некий ресурс, актант ожидает получения взамен иных полезных ресурсов. Таким образом, доверие - это единственный нейтрализатор общественного хаоса. Оно минимализирует риски, точнее, делает возможными действия актанта в пространстве рисков. В противном случае риски, которые есть везде, просто блокировали бы любую полезную деятельность. В конце концов, доверие делает само будущее предсказуемым и осуществимым. Доверие компенсирует венчурность, непредсказуемость, неопределенность, являясь мостом между настоящим и будущим.
Если мы удалим доверие, то будущее будет выведено за пределы понимания, за пределы не только реального, но и воображаемого.
Любая общественная система, к примеру, менеджмент какой-либо корпорации, не может существовать без доверия, именно доверие оказывается не только фундаментом ее транспарентности, но и вообще базой всех управленческих процессов.
Доверие нейтрализует неопределенность. Только в пространстве доверия актанты могут чего-то ожидать от своих партнеров, ожидать предсказуемого выполнения ролей всеми участниками социума. Только в таком пространстве оказываются стратегически предсказуемыми результаты по выполнению заранее социально или юридически зафиксированных обязательств. А поскольку все обязательства бюрократически зафиксировать невозможно, то ожидание распространяется на целый комплекс неписаных правил, обязанностей, ролей и функций. Таким образом, доверие - это необходимый элемент, без которого нереализуема общественная стабильность при взаимообменах любого типа. Причем само доверие является базовым ресурсом, задействованным в этих процессах обмена.
Итак, доверие - общественный институт, связующий цемент общества, основной социальный капитал. Говоря о соотношении понятий доверия и социального капитала, можно было бы сказать, что общественный капитал - это материализованное доверие.
В функциональном плане доверие укрепляет систему, делает ее более стабильной. Ряд процессов в бизнесе полностью базируется на доверии и блокируется при его отсутствии. Банк лишится вкладчиков, а компания инвесторов, если исчезнет доверие. На доверии полностью основывается вся система кредитования, вся фондовая деятельность. Оно является фундаментом самой идеи акционирования. Без доверия не может существовать институт инвестиций.
Потеря доверия на рынке означает крах компании. Даже элементарное делегирование полномочий невозможно без доверия. Таким образом, при исчезновении доверия невозможно взаимодействие и распределение функций в рамках той или иной корпорации. Отсутствие доверия означает потерю контрактором клиентуры. Клиент не станет делегировать контрактору выполнение некой функции, если не обладает базовым доверием. Любая корпоративная деятельность базируется на распределении ролей и обязанностей, то есть на делегировании полномочий. При отсутствии доверия все эти связи обрываются, компания перестает быть эффективной. Доверие - это также репутационный капитал. Топ-менеджер, который обладает этим капиталом, будет получать высокие компенсации за исполнение делегированных ему полномочий. Доверие в таком контексте можно определить как социальное пространство, в котором возможны групповые действия. В поле недоверия индивидуум вынужден действовать один. Сам управлять, сам продавать, сам покупать и сам производить.
Кроме того, существует доверие к намерениям, к компетенциям, к целям, к полученной информации и источнику информации, к качеству продукции и т. п. По сути, оно охватывает все пространство культуры.
1 2