Менеджмент - это управление организацией, функционирующей в условиях рыночной экономики.
Значимость изучения технологий социальной работы
3. Социальная реабилитация - это совокупность мер, направленных на воссоздание разрушенных или утраченных в силу каких-либо причин общественных связей и отношений, социально и личностно значимых характеристик, свойств и возможностей субъекта. Это осмысленный, целеустремленный, внутренне созданный процесс.
Основные цели социальной реабилитации, допускается назвать следующим образом. Во-первых, возрождение социального статуса, социальной позиции субъекта. Во-вторых, приобретение субъектом определённого уровня социальной, материальной и духовной независимости. И, в конце концов, в-третьих, увеличение уровня социальной адаптации субъекта к новым условиям жизнедеятельности.
Организуя намеренный и целеустремленный процесс достижения этих целей, требуется удержать в памяти, что часто объектом социально-реабилитационной деятельности выступает совершеннолетний человек, сформировавшийся как личность, со сложившейся системой потребностей, интересов и идеалов, и с устоявшейся системой умений, знаний и навыков. Это положение приводит к тому, что, утратив привычные для него возможности жизнедеятельности, личность стремится к их полному и абсолютному восстановлению, причём в кратчайшие сроки. Подобное устремление может обнаруживаться в том, что он отвергает попытки дать ему новый общественный статус и новые внутренние резервы для самореализации и жизнедеятельности. Подобное противодействие является естественной первичной реакцией человека на негативное видоизменение привычного образа и стиля жизни.
Конечной и основной целью процесса социальной реабилитации является усовершенствование в человеке стремления к самостоятельной борьбе с трудностями, способности к сопротивлению негативным влияниям среды и привлечение своих возможностей на образование собственного «Я».
4. Социальная адаптация - это взаимонаправленный ход, т.е. предполагающий взаимное влияние социальной среды и социального субъекта друг на друга. Подобный процесс имеет довольно тесную связь с другим процессом, связанным с освоением субъектом социальной среды, - процессом социализации. Это предполагает активное участие социального субъекта не только лишь в процессе узнавания системы социальных связей и отношений, социальных норм и ценностей, их потребления и использования, но и в процессе формирования новых норм, связей и отношений, их распределения и передачи. Таким образом, понятия и процессы социальной адаптации и социализации взаимоопределяют и взаимодополняют друг друга. С одной стороны, социализация предполагает существование у субъекта способности осмыслить и постичь изменяющиеся обстоятельства жизнедеятельности, с иной - социальная адаптация – представляет устройство и одну из форм социализации личности. Одновременно с тем, эти два процесса значительно отличаются друг от друга.
5. Социальная профилактика - это сознательная, целенаправленная, социально организованная активность по предотвращению возможных социальных, психолого-педагогических, правовых и других проблем и достижению желаемого результата.
Природа и сущность социально-профилактической работы с конкретным социальным субъектом определяется его собственными характеристиками, потребностями и возможностями. Чаще всего, и в первую очередь во внимание принимаются такие его характеристики как физический и психологический статусы, материальное место, общественный статус, степень образования, порядок потребностей и целей и т.п. Различия в этих характеристиках позволяют больше правильно установить возможные и первостепенные объекты социальной профилактики.
Профилактика является одним из основных и перспективных направлений деятельности по социальной защите и поддержке населения. С одной стороны, это настроенность деятельности значительно облегчает работу ряда учреждений и организаций, специализирующихся в этой сфере.
6. Социальное консультирование.
Как любая другая социальная методика, социальное консультирование предполагает совершение ряда значимых для общества и человека функций. К ним имеется возможность отнести следующие:
- перенесение определённых норм, ценностей и представлений об оптимальных моделях поведения и способов деятельности;
- передача необходимой клиенту информации;
- аксиокоррекция, аксикреация, аксиогенез;
- контроль за реализацией новых ценностей и норм в повседневной жизни
клиента;
- организация у клиента адекватных представлений о себе, своих возможностях, ценностях и идеалах и об окружающем мире;
- воспитание человека эффективным и адекватным способам разрешении
ценностно-нормативных конфликтов.
Развитие в обществе системы органов и учреждений, осуществляющих профессиональную активность в сфере социального консультирования, установление в общественном и массовом сознании представлений об эффективности подобной помощи, вырабатывание системы подготовки соответствующих специалистов позволит в будущем ощутимо увеличить степень социальной защищённости как общества в целом, так и каждого отдельного человека.