Менеджмент - это управление организацией, функционирующей в условиях рыночной экономики.
Основные факторы конкурентоспособности авиапредприятий на современном рынке
В 2001-2010 годах средние годовые темпы роста перевозок российских авиакомпаний составляли 10,7% по пассажирообороту и 6,5% по грузообороту. Хотя экономический кризис 2009 года внес негативные коррективы в работу воздушного транспорта, уже в 2010 году рынок авиаперевозок вырос более, чем на 30%, и восстановил прежнюю тенденцию роста. По итогам 2010 года объем пассажирских авиаперевозок составил 147 млрд. пкм, а грузовых – 4,7 млрд. ткм, превысив на 20% по пассажирообороту и на 28% по грузообороту итоги докризисного 2008 года.
Рис. 1.4 Конкурентоспособность отечественных авиакомпаний на международном рынке перевозок
Рис. 1.5 Международные отправки пассажиров из аэропортов России
Рис. 1.6 Международные отправки грузов из аэропортов России Российские авиакомпании в целом успешно конкурируют с западными авиакомпаниями. Доля западных авиакомпаний в международных перевозках через российские аэропорты по-прежнему остается существенно ниже 50%. Во многом это обеспечивается широким использованием российскими авиакомпаниями системы нерегулярных (чартерных) перевозок. Тем не менее, в последние годы наметилась тенденция к увеличению доли западных авиакомпаний в международных перевозках через российские аэропорты.
Цели развития воздушного транспорта определяет Транспортная стратегия Российской Федерации
1. Обеспечение формирования единого транспортного пространства России на базе сбалансированного развития эффективной авиатранспортной инфраструктуры.
2. Обеспечение доступности и качества авиатранспортных услуг для населения в соответствии с социальными стандартами и для грузовладельцев на уровне потребностей инновационного развития экономики страны.
3. Интеграция в мировое авиатранспортное пространство и реализация транзитного потенциала страны.
4. Повышение уровня безопасности воздушного транспорта.
5. Снижение вредного воздействия гражданской авиации на окружающую среду.
Задачи развития воздушного транспорта
1. Инфраструктура
1.1. Сбалансированное развитие аэропортовой сети
1.2. Развитие инфраструктуры аэронавигации
2. Доступность и качество
2.1. Повышение качества предоставляемых услуг
2.2. Развитие парка воздушных судов
2.3. Повышение ценовой доступности услуг воздушного транспорта
2.4. Расширение сфер рационального использования авиации
2.5. Информационно-аналитическое обеспечение воздушного транспорта
2.6. Совершенствование системы государственного регулирования
3 Интеграция
3.1 Развитие экспорта авиатранспортных услуг
4. Безопасность
4.1. Повышение уровня безопасности функционирования воздушного транспорта
4.2. Сокращение числа авиационных происшествий 5. Экология
5.1. Совершенствование системы государственного регулирования в области авиационной экологии
Проблемы развития воздушного транспорта
- Значительный износ основных фондов (объектов аэродромной и аэропортовой инфраструктуры, парка воздушных судов и др.)
- Дефицит летных, инженерно-технических и управленческих кадров (необходимо обеспечить выпуск пилотов не менее 1000 в год)
- Недостаточный уровень качества предоставляемых авиауслуг (низкий показатель регулярности полетов, низкий уровень комфорта и др.)
- Необходимость повышения уровня безопасности полетов и авиационной безопасности (превышение количества авиакатастроф по сравнению со средним уровнем ИКАО и ведущих авиационных держав)
- Необходимость совершенствования нормативно-правовой базы (в том числе в части гармонизации российского авиационного законодательства с международным)
- Тенденция технического и технологического отставания отрасли (низок технологический уровень оснащенности авиапредприятий, доля затрат на топливо российских авиакомпаний выше, чем в мире, и др.)
Рис. 1.7 Эффективность энергопотребления российских авиакомпаний растет
Обновление парка самолетов дает ощутимые результаты в части снижения топливопотребления в расчете на единицу авиатранспортной работы. Так, только за 2009-2010 гг. удельный расход топлива снизился на 24%. Повышение энергоэффективности парка сдерживает увеличение эмиссии парниковых газов при увеличении перевозок.Суммарный расход топлива российских авиакомпаний (объем эмиссии парниковых газов) сегодня почти вдвое меньше, чем в 1990 г., и находится на уровне 2004 года, когда объем авиатранспортной работы был на 40% меньше.
Рис.1.8 Долгосрочный прогноз пассажирских перевозок
1 2