Менеджмент - это управление организацией, функционирующей в условиях рыночной экономики.
Основные факторы конкурентоспособности авиапредприятий на современном рынке
Средний темп роста в 2010-2030 гг. – 7,5-8,5%
Сохранение стратегических инновационных приоритетов развития экономики России обуславливает стабильность долговременных целей развития воздушно-го транспорта. Пассажирооборот российских авиакомпаний может составить 290-360 млрд. пкм в 2020 году, а к 2030 году достигнуть 510-625 млрд. пкм, в том числе за счет выхода российских авиакомпаний на новый рынок транзитных через территорию России авиаперевозок. Оптимистический вариант прогноза предполагает сохранение в ближайшие годы высоких темпов роста спроса на авиаперевозки (на уровне 7-10%).
Рис. 1.8 Долгосрочный прогноз грузовых перевозок
Средний темп роста в 2010-2030 гг. – 6,1-8,0%
Грузовые перевозки имеют значительный потенциал роста за счет дальнейшего расширения участия российских авиакомпаний в мировом рынке перевозок транзитных и уникальных грузов. Росту спроса на грузовые авиаперевозки также будет способствовать переход российской экономики на инновационный путь развития. В целом ожидается рост грузооборота российских авиакомпаний к 2020 году до 7-10 млрд. ткм, а к 2030 году до 12-18 млрд. ткм.
Рис. 1.9 Реестровый состав парка гражданских ВС России
Рис. 1.10 Структура действующего парка самолетов
В составе действующего пассажирского парка – 986 пассажирских и 152 грузовых самолета. По численности иностранные самолеты составляют 46% всего пассажирского парка, но при этом превалируют в числе магистральных самолетов.
Рис. 1.11 Действующий парк магистральных пассажирских самолетов
Рис. 1.12 Динамика действующего парка пассажирских самолетов российских авиакомпаний
Рис. 1.13 Динамика действующего парка пассажирских самолетов российских авиакомпаний
Рис. 1.14 Динамика действующего парка грузовых самолетов российских авиакомпаний
Рис. 1.15 Структура пассажирооборота российских авиакомпаний
Перевозки на поступающих в парк современных самолетах растут быстрее рынка.
В 2010 г. доля перевозок западных самолетов в составе российского парка выросла до 83%. Доля современных отечественных самолетов в пассажирообороте сохраняется на уровне 6%.
Таким образом, проблемы конкурентоспособности современных российских авиакомпаний сводятся к следующему: Наличие благоприятного рыночного потенциала роста внутренних российских авиаперевозок не может не привлекать внимания владельцев и менеджмента крупнейших мировых авиакомпаний и в первую очередь европейских. В последние два-три года мы все чаще слышим о стратегических планах вхождения ряда европейский авиаперевозчиков на российский региональный рынок авиаперевозок. в перспективе 3-5 лет вся отрасль авиаперевозок в целом системно не сможет справиться с растущим спросом на рынке пассажирских авиаперевозок, что неизбежно вызовет такие негативные факторы как рост стоимость авиаперевозок и снижение качества оказываемых авиапассажирам услуг.
Потенциальные пассажиропотоки между некоторыми регионами слишком незначительны для достаточного наполнения крупного самолета. С другой стороны, не существует возможности создания требуемого самолетного парка на основе отечественной техники. Самолеты, подходящие по количеству кресел, устарели морально. Необходим реактивный самолет, а не турбовинтовой. Наиболее логичным выходом из сложившейся ситуации представляется ослабление ограничений государства на ввоз импортной техники с упомянутыми характеристиками и эксплуатация этой техники до тех пор, пока не будут созданы в необходимом количестве отечественные аналоги.
В заключение нужно отметить, что развитие авиации в России возможно. Тому есть все экономические предпосылки. Известным фактом является то, что рост ВВП на каждый процент вызывает рост спроса на авиаперевозки около двух процентов. С ростом валового регионального продукта будет расти и спрос на региональные перевозки. Важно создать такие условия для авиакомпании, которая будет работать на этом рынке, чтобы и пассажиры были довольны, и авиаторы не разорялись.
1 2