Менеджмент - это управление организацией, функционирующей в условиях рыночной экономики.
Оценка затрат, связанных с обеспечением качества
Классификация затрат на качество:
. Производственные (95%):
.1. Затраты на несоответствие:
1.1.1. Отходы: стоимость материалов, не отвечающих требованиям качества, затраты на их утилизацию и вывоз;
1.1.2. Переделки и ремонт: затраты на восстановление изделия, взаимные уступки, затраты связанные со снижением сорта, затраты связанные со стоимостью и утилизацией несоответствующей продукции;
1.1.3. Гарантийные обязательства: затраты на замену продукции, затраты сервисных служб;
1.1.4. Отзыв и модернизация: затраты на проверку и модернизацию поставленной потребителю продукции, когда имеется подозрение или уверенность в существовании ошибки проектирования или изготовления;
1.1.5. Жалобы: затраты на юридические споры, выплаты компенсаций, восстановление удовлетворенности потребителя;
1.2. Затраты на контроль:
1.2.1. Проверки и испытания: оплата работы контролеров при плановых проверках производственных операций;
1.2.2. Затраты на проверки и испытания поставляемых материалов;
1.2.3. Затраты на проведение аудита качества технологических операций, затраты на испытания на надежность готовых изделий;
1.3. На предупредительные мероприятия (по профилактике отклонений):
1.3.1. Управление качеством - разработка, совершенствование документов системы качества, обучение вопросам качества, разработка и внедрение программ улучшения качества;
1.3.2. Контрольное и измерительное оборудование: обслуживание, калибровка технологической оснастки, приспособлений, шаблонов и образцов, имеющих прямое отношение к качеству продукции;
1.3.3. Обеспечение качества поставок: затраты на оценку поставщиков перед заключением договоров на поставки, затрат на техническую поддержку поставщиков, направленную на помощь им в достижении ожидаемого качества;
.3.4. Затраты на аудит системы качества;
2. Непроизводственные (3-5%):
.1. Затраты на дополнительные испытания;
.2. На демонстрацию качества;
.3. На рекламу качества.
Таблица 11- Структура распределения затрат на качество, %
Статьи затрат |
Типичное для отечественной промышленности распределение |
Предприятия среднего машиностроения |
Английская фирма |
Прогрессивное распределение |
Затраты на несоответствия (на брак) |
70 |
89 |
66 |
50 |
Затраты на контроль |
25 |
10 |
24 |
25 |
Затраты на предупреждающие мероприятия |
5 |
1 |
10 |
25 |
Таблица 12 - Издержки плохого качества
Т ψ = ---- ω |
Число дефектов на миллион |
Затраты на несоответствие, % от оборота |
Примечание |
1,5 |
0,74 |
менее 8% |
Боинг 707 |
1,0 |
3-5 |
Парашют | |
1,0 |
7 |
Тойота: на выходном контроле | |
0,8 |
230-250 |
8-15% |
Автопр. США: на выходном контроле |
0,6 |
6200 |
15-20% |
Среднее в промышленности; сфера услуг |
0,55 |
28000 |
20-30% |
АвтоВАЗ: на выходном контроле |
0,5 |
66800 | ||
0,25 |
308000 |
30-40% |
Потеря конкурентоспособности |
0,16 |
700000 |
Фед. налогов. управление |