Менеджмент - это управление организацией, функционирующей в условиях рыночной экономики.
Об опыте создания индустриальных зон в регионах мира
Государство в таких проектах - неотъемлемый участник, так как оно обеспечивает законодательную базу, в той или иной степени инфраструктуру. А также такого рода проекты могут служить инструментом для политики выравнивания уровня жизни населения по регионам.
Но есть и негативный взгляд на такого рода проекты. Так, например, Дмитрий Верхотуров - автор агентства политических новостей - в своей статье [23] утверждает, что сегодня индустриальные зоны превратились в средство развития слаборазвитых стран, поскольку больше всего индустриальных парков создается именно в тех странах, которым не под силу масштабная индустриализация и реализация крупных инфраструктурно-индустриальных проектов. В качестве примера можно привести индустриальные зоны, которые стали создаваться в Афганистане (в Кабуле, в Мазари-Шарифе, в Герате), в КНДР (промышленная зона Кэсон, которая должна была дать стимул развитию северокорейской экономике и привлечь южнокорейский капитал и технологии).
Одно из основных достоинств индустриальных зон состоит в том, что они позволяют получать за очень короткое время при весьма небольших капиталовложениях ощутимый результат. Действительно, для бедных стран это почти безальтернативное решение, поскольку они не имеют достаточных средств для осуществления масштабной индустриализации всей страны, наподобие того, как делал СССР в пору первых пятилеток.
Критики создания индустриальных зон отмечают их недостатки:
локальный характер индустриальных зон;
небольшая их доля в общем объеме промышленного производства;
не способность радикально изменить экономико-географическую структуру страны, в особенности такой большой, как Россия;
индустриальные зоны создаются для привлечения инвестиций и высоких технологий, однако такая политика не в состоянии обеспечить коренное технологическое обновление всей индустрии в стране.
индустриальные зоны только эксплуатируют благоприятные транспортные условия, но при этом не способны оказать глобальное влияние на развитие транспортной инфраструктуры.
большие организационные и координационные усилия и издержки
необходимость в создании дополнительных норм для сотрудничества разных сторон.
Принятие решения о создании ОЭЗ - 22 декабря 2005 года некоторыми экономистами рассматривается как официальное признание перехода России из числа развитых в число слаборазвитых. На мой взгляд, данное утверждение спорно. Отчасти представленные претензии верны, но относительно России, по моему мнению, автор не прав, так как Россия обладает самой большой площадью и в масштабах столь огромной страны фактически не возможно проводить одновременную индустриализацию. [13]
Краткий исторический экскурс
Индустриальные зоны начали появляться более 100 лет назад в Великобритании и США. Первый в истории индустриальный парк - Траффорд-парк - появился в XIX в. в Великобритании. В 1896 г. англичанин Эрнст Холи купил 10 га земли в Манчестере (вдоль Манчестерского морского канала), подвел к участку дорогу, создал инженерную инфраструктуру, после чего стал продавать и сдавать в аренду инженерно подготовленные участки промышленным компаниям. Примечательно, что свой первый в Европе автомобильный завод в 1910 г. Генри Форд разместил именно в Траффорд-парке. Спустя 10 лет в нем уже имели офисные и производственные помещения около 300 американских компаний. Траффорд-парк продолжает работать по сей день.
Широкое распространение индустриальные зоны получили после 2-ой мировой войны в Западной Европе. В настоящее время в мире существует более 20 тысяч индустриальных зон [19].