Менеджмент - это управление организацией, функционирующей в условиях рыночной экономики.
Сущность конкурентоспособности сельскохозяйственной организации
Проблемы повышения конкурентоспособности продукции, деятельности хозяйствующих субъектов и экономики страны в целом занимают важнейшее место среди других проблем современного мира. Явление конкуренции приобрело международную и глобальную значимость, а слова авторов «Экономикс» К.Р. Макконела и С.Л. Брю: «Конкуренция представляет собой основную регулирующую силу при капитализме», доказали свою актуальность.
Конкурентоспособность аграрного производства возможна только в условиях конкуренции. Вопрос о конкурентоспособности во времена плановой экономики не возникал именно в силу отсутствия конкурентной среды на внутреннем рынке, где государство диктовало объемы производства, рынки сбыта продукции, цены реализации и др. [17].
Отечественные и зарубежные ученые внесли существенный вклад в разработку теории конкуренции и конкурентоспособности. Теория конкуренции, впервые обобщенная А. Смитом, была впоследствии развита Д. Риккардо, Ф. Эджоуртом, Э. Чемберлином, Г.Л. Азоевым, А.Ю. Юдановым и другими. М. Портер, И. Ансофф, Р. Уотерман, А. Стрикленд, В.Д. Андрианов, П.С. Завьялов, Р.А. Фатхутдинов исследовали не только природу конкуренции, но и конкурентоспособности [40].
Однако в работах ряда ученых нет единой точки зрения и наблюдается противоречивость в методологических и методических подходах к определению сущности конкурентоспособности предприятий, отраслей, используемых ресурсов; направлений ее повышения. При этом конкурентоспособность конкретно аграрной экономики практически не изучалась, что подтверждает актуальность данной проблемы.
Содержательная сторона сущности конкурентоспособности не имеет общепринятого формального, а тем более качественного определения. Профессор Ю. Кормнов утверждает, что универсального определения конкурентоспособности нет и быть не может, а все зависит от того, применительно к какому объекту (предмету) или субъекту оно относится.
Конкурентоспособность как экономическая категория может рассматриваться на нескольких уровнях: страны, региона, отрасли, предприятия, товара (продукции - отрасли предприятия), используемых ресурсов.
Между уровнями конкурентоспособности существует тесная внутренняя и внешняя зависимость. Такое структурирование субъектов конкурентной борьбы позволяет более четко подойти к исследованию этой сложной категории, выявлению имеющихся резервов и формированию направлений решения проблемы повышения конкурентоспособности на каждом из уровней.
Изучению конкурентоспособности страны и отрасли посвящены работы М. Портера, где он утверждает, что конкурентоспособность страны (отрасли) - это способность открытых для международной конкуренции компаний, отраслей и регионов страны обеспечить сравнительно высокий уровень доходов и заработной платы, т.е. качество жизни населения [17]. По мнению автора конкурентоспособность страны - это способность в условиях свободной конкуренции привлекать инвестиции и осуществлять на этой основе производство товар и услуг, удовлетворяющих требованиям мирового рынка, реализация которых увеличивает благосостояние страны и отдельных ее граждан.
Наиболее изучена конкурентоспособность товаров. При этом в большинстве работ это понятие, в первую очередь, связывается с качеством товара. Одной из первых работ в данном направлении является монография М.Г. Долинской и И.А. Соловьева, где авторы дают следующее определение конкурентоспособности товара: это «характеристика продукции, которая отражает ее отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение» [27]. По нашему мнению качество продукции - это главный, но не единственный конкурентообразующий фактор. Это связано с тем что, конкурентоспособность - понятие многогранное, и если качество продукции в каждый отдельный момент представляет собой определенную совокупность ее свойств, то конкурентоспособность ее может значительно меняться в зависимости от изменения внешних факторов. К их числу относятся условия реализации, спрос и предложение, которые во многом предопределяются завоеванным у потребителей доверием к товару. Таким образом, конкурентоспособность товара зависит не только от совокупности его характеристик, которые учитываются потребителем, и проявляется в результате сравнения с товарами-аналогами, но и от внешних факторов.
1 2