Менеджмент - это управление организацией, функционирующей в условиях рыночной экономики.
Сущность конкурентоспособности сельскохозяйственной организации
Сущность конкурентоспособности предприятия (фирмы) не вызывает у ученых и практиков разногласий. Ее определяют, как способность эффективно осуществлять свою хозяйственную деятельность в условиях рыночных отношений. При этом сущность экономической эффективности производства большинством ученых рассматривается как соотношение эффектов экономической деятельности, с одной стороны, и различных ресурсов или затрат в их раздельности или совокупности - с другой. Основным критерием эффективности производства (отрасли) выступает производительность труда, а показателями - фондоотдача, себестоимость продукции и выход продукции на единицу затрат.
Однако понятие «конкурентоспособность», на наш взгляд, шире понятия «экономическая эффективность производства». Конкурентоспособность затрагивает не только внутренние факторы, но учитывает и внешние - уровень конкуренции, рынки сбыта, цены реализации, политику в области налогообложения и финансирования, потребительский спрос, доходы населения и др. [17].
Основная предпосылка конкурентоспособности предприятий - производство и реализация конкурентоспособных товаров, однако, по мнению Ильясова Л.Р. для реализации данной предпосылки необходима эффективная организация работы на рынке, т. е. под конкурентоспособностью, в данном случае, понимается «текущее положение предприятия на рынке, в первую очередь, доля рынка и тенденция ее изменения» [14].
Во многих работах конкурентоспособность предприятия - это «способность осуществлять прибыльную деятельность в условиях конкурентного рынка» [20].
По нашему мнению, конкурентоспособность агропромышленного производства зависит от природно-климатических и экономических условий, качества рабочей силы, состояния основного капитала, научно-технического потенциала, эффективности системы менеджмента, состояния кредитно-финансовой сферы т.к. ценовая конкуренция требует значительного снижения энергоемкости, материалоемкости, а также повышения производительности и интенсивности труда [2].
Под конкурентоспособностью автор понимает возможность противостоять сопернику и опережать его в своем бизнесе посредствам привлечения ограниченных ресурсов. В настоящее время особое внимание необходимо уделить именно привлечению инвестиционных ресурсов. Прежде всего, потому, что привлечение земельных, информационных, трудовых и др. ресурсов будет зависеть от инвестиционных возможностей предприятия, а инвестиционные возможности зависят от финансового потенциала предприятия. Поэтому предприятиям, необходимо делать акцент на повышение конкурентоспособности за счет привлечение инвестиций.
Сельскохозяйственное производство, по нашему мнению, в силу своих отраслевых особенностей (сезонности; передвижению средств труда, работе на открытой местности, т.е. быстрой изнашиваемости основных фондов) не может нормально функционировать и развиваться без привлечения инвестиций. Что на наш взгляд, подтверждает актуальность рассмотрения конкурентоспособности с позиции инвестиционной привлекательности.
Систематизировав различные точки зрения на сущность конкурентоспособности можно сделать вывод, что среди ученых не сложилась устоявшаяся точка зрения на проблему конкурентоспособности, что подтверждает актуальность и необходимость исследования данной проблемы и особенно в аграрной экономике.
Таким образом, конкурентоспособность сельскохозяйственной организации - это возможности предприятия, выраженные более высокой способностью вести соперничество за инвестиционные ресурсы, в конкуренции с другими предприятиями отрасли.
1 2