Менеджмент - это управление организацией, функционирующей в условиях рыночной экономики.
Планирование развозочных маршрутов методом Кларка-Райта
При организации перевозок мелкопартионных грузов, развозочный маршрут имеет место, когда автомобиль, приняв груз у одного отправителя, развозит его нескольким получателям, оставляя у каждого какую-то часть груза. Когда же приходится собирать груз у нескольких отправителей и доставлять одному потребителю, то такой маршрут называют сборным. Если же одновременно автомобиль развозит и собирает мелкие партии грузов, то маршрут называют сборно-развозочным.
При организации таких перевозок необходимо определение рациональной последовательности объезда пунктов, чтобы осуществить перевозки с минимальным пробегом.
Задача планирования перевозок мелкопартийных грузов возникает в случаях, когда грузовместимость используемых автомобилей превышает размер партии груза у грузоотправителя и (или) у грузополучателя.
Для решения задач маршрутизации перевозок мелкопартийных грузов существует 2 группы методов:
получение точных результатов
получение приблизительных результатов.
В связи с тем, что применение точных методов ограничено размерностью решаемых задач, то на практике пользуются в основном приблизительным методом.
Идея метода Кларка-Райта заключается в том, что маятниковые маршруты, исходящие из одного пункта ГО, попарно группируются в кольцевые маршруты по принципу получения на каждом максимальных "выигрыша" от этого объединения.
"Выигрыш" от объединения пунктов i и j маршрутов определяется по формуле , где li,o-кратчайшее расстояние от пункта i до ГО, lo,j - кратчайшее расстояние от ГО до j пункта, li,j - кратчайшее расстояние от пункта i до пункта j.
Смысл "выигрыша" заключен в сокращении пробега автомобилями при замене двух маятниковых маршрутов на кольцевой, состоящий из двух пунктов.
По оценке всех возможных комбинаций объединений пунктов i и j в пары (в таблице оценок), в первую очередь включают в маршрут пару вершин, имеющих максимальное значение в "выигрыше". При следующем шаге подключение производится либо на входе в маршрут (в точке i), либо на выходе из него (в точке j).
В данном случае отыскивается максимальный "выигрыш" в столбце i и в строке j таблицы оценок, в зависимости от которого производят подключение очередного пункта в строящийся фрагмент маршрута.
При построении маршрута осуществляется проверка на удовлетворение ограничения (по грузовместимости автомобиля, времени нахождения в наряде, сроков доставки груза и т.д.). Формирование маршрута заканчивается при исчерпании списка вершин или отсутствия возможности подключения пункта без нарушения заданных ограничений. В последнем случае приступают к построению очередного маршрута. Процедура повторяется до получения всего плана маршрутизации.
На практике обычно задается условие неделимости мелкой партии груза, т.е. в каждом пункте маршрута автомобиль должен совершить лишь одну разгрузку. Алгоритмически это осуществляется вычеркиванием строк и столбцов, а также блокировкой элемента в таблице.
Пример заполнения таблицы "выигрышей":
f 1-2=4+12-10=6,f 1-6=4+16-12=8,f 1-3=4+9-7=6,f 1-7=4+12-8=8,f 1-4=4+8-4=8,f 1-8=4+9-11=2,f 1-5=4+4-8=0,f 1-9=4+7-5=6,f 1-10=4+5-7=2.
Таблица № 9.
Таблица "выигрышей"
объём груза |
ГП |
А2 |
А3 |
А4 |
Б1 |
Б2 |
Б3 |
Б4 |
Б5 |
Б6 |
Б7 |
2 |
А2 |
- |
6 |
6 |
8 |
0 |
8 |
8 |
2 |
6 |
2 |
2 |
А3 |
6 |
- |
8 |
6 |
11 |
24 |
12 |
7 |
14 |
1 |
4 |
А4 |
6 |
8 |
- |
12 |
5 |
16 |
10 |
13 |
4 |
10 |
4 |
Б1 |
8 |
6 |
12 |
- |
0 |
10 |
10 |
10 |
6 |
10 |
3 |
Б2 |
0 |
11 |
5 |
0 |
- |
16 |
3 |
2 |
2 |
1 |
8 |
Б3 |
8 |
24 |
16 |
10 |
16 |
- |
12 |
8 |
11 |
8 |
7 |
Б4 |
8 |
12 |
10 |
10 |
3 |
12 |
- |
16 |
15 |
10 |
7 |
Б5 |
2 |
7 |
13 |
10 |
2 |
8 |
16 |
- |
7 |
10 |
6 |
Б6 |
6 |
14 |
4 |
6 |
2 |
11 |
15 |
7 |
- |
0 |
4 |
Б7 |
2 |
1 |
10 |
10 |
1 |
8 |
10 |
10 |
0 |
- |
1 2