Менеджмент - это управление организацией, функционирующей в условиях рыночной экономики.
Сущность и элементы управленческого контроля
Эти три типа контрольных мероприятий формально называют упреждающим контролем, сопутствующим контролем и контролем с обратной связью [33, С. 199].
1.2 Формы и функции контроля
В практике управления организацией применяются три основные разновидности контроля:
¾ предварительный - предшествует принятию окончательного решения. Его цель - дать более глубокое обоснование принимаемому решению;
¾ текущий - с его помощью вносятся коррективы в процесс исполнения принятых решений;
¾ заключительный - служит для проверки эффективности принятия решений.
Таким образом, контроль является объективной необходимостью, так как даже самые оптимальные планы не могут быть реализованы, если их не довести до исполнителей и за их исполнением не наладить объективный и постоянный контроль [28, С. 202].
Предварительный контроль осуществляется до фактического начала работ. Основным средством осуществления предварительного контроля является реализация определенных правил, процедур и линий поведения. В процессе предварительного контроля можно выявить и предвидеть отклонения от стандартов в различные моменты.
Он имеет разновидности:
- диагностический контроль включает такие категории, как измерители, эталоны, предупреждающие сигналы и т.п., указывающие на то, что в организации что-то не в порядке;
терапевтический контроль позволяет не только выявить отклонения от нормативов, но и принять исправительные меры [6, С. 104-105].
В рамках данного вида контроля проверка осуществляется по трем направлениям:
1) принятие необходимых управленческих решений;
2) проверка готовности персонала к выполнению работы;
3) проверка состояния ресурсов организации.
По первому направлению - проверяется установление сроков выполнения работы, ответственных исполнителей, утверждение документа и доведение его до конкретных исполнителей.
По второму направлению - оценивается пригодность персонала к работе, их квалификация, личные и деловые качества, понимание работниками миссии, цели и ценностей организации, их прав, обязанностей и ответственности, а также используемой системы стимулирования труда.
По третьему направлению - проверяется наличие, качество, надежность ресурсов, своевременное их поступление.
Текущий контроль осуществляется в ходе проведения работ, позволяет исключить отклонения от намеченных планов и инструкций. Для того, чтобы осуществить текущий контроль, аппарату управления необходима обратная связь. Все системы с обратной связью имеют цели, используют внешние ресурсы для внутреннего применения, следят за отклонениями для достижения этих целей [11, С. 122].
Текущий контроль является основным, проводится в ходе выполнения работ и имеет две направленности: оперативную и стратегическую. С помощью оперативного контроля осуществляется наблюдение за текущей производственно-хозяйственной деятельностью. Путем стратегического контроля оценивается эффективность выполняемых работ, рациональное использование ресурсов, соответствие целей миссии организации.
По масштабу проведения контроль может быть полным и выборочным (когда используются так называемые индикаторы - точки контроля).
Механизм выполнения текущего контроля включает три блока работ: информационный, оценочный, корректировку принятых решений.
Информационный блок предполагает сбор информации по параметрам, подлежащим проверке.
Оценочный блок включает сравнение фактических результатов с запланированными и выявление отклонений от стандартов, норм, стратегий.
Корректировка решений может, содержать два вида действий:
· меры по приведению организации в штатное состояние и устранение причин отклонения;
· пересмотр стандартов, норм, нормативов, если это объективно необходимо.
Заключительный контроль. Цель такого контроля - помочь предотвратить ошибки в будущем. В рамках заключительного контроля обратная связь используется после того, как работа выполнена.
Хотя заключительный контроль осуществляется слишком поздно, чтобы отреагировать на проблемы в момент их возникновения, он, во-первых, дает руководству информацию для планирования в случае, если аналогичные работы предлагается проводить в будущем, во-вторых, способствует мотивации [37, С. 155-156].
Итоговый контроль проводится по результатам деятельности, носит углубленный характер, включает экономический анализ, выявление сильных и слабых сторон работы организации. Результаты этого контроля используются для разработки перспектив развития организации и планирования деятельности на следующий период.