Менеджмент - это управление организацией, функционирующей в условиях рыночной экономики.
Сущность и элементы управленческого контроля
Выделяются функции контроля за исполнением принятых решений.
Диагностическая. Главная, ведущая функция контроля - кто бы что ни проверял, какие бы задачи ни ставились, в любом случае сначала нужно четко представить себе подлинное состояние дел, т.е. поставить диагноз.
Обратная связь при контроле за выполнением поставленных задач позволяет руководителю не выпускать из рук бразды правления, дает ему возможность оказывать влияние на ход работы.
Ориентирующая функция контроля проявляется в том, что те вопросы, которые чаще всего контролируются начальником, приобретают особое значение в сознании исполнителей, направляют их усилия в первую очередь на объект повышенного внимания руководителя. Вопросы, выпадающие из поля зрения руководителя, зачастую не решаются подчиненными [44, С. 177-178].
Если ориентирующая функция контроля при умелом руководстве позволяет менеджеру держать работы в поле зрения, то стимулирующая функция нацелена на выполнение и вовлечение в процесс труда всех неиспользованных резервов. Корректирующая функция связана с теми уточнениями, которые вносятся в решения на основе материалов контроля. Здесь складывается сложная психологическая ситуация: руководитель полагает, что он проверяет работу подчиненного, на самом же деле последний уже проверил на практике эффективность решения руководителя. Иными словами, контроль уже, можно сказать, состоялся, причем по самому надежному критерию - по соответствию принятого решения практике.
Педагогическая функция. Контроль, если он построен умело, побуждает исполнителей к добросовестному труду [22, С. 138].
Контроль может быть весьма дорогостоящим. Поэтому решение о том, какой тип контроля применить, требует тщательного обдумывания. В связи с этим при организации и поведении контроля следует учитывать ряд факторов и дать ответ на следующие вопросы:
¾ Понимают ли сотрудники цели организации?
¾ Спроектирована ли система контроля так, чтобы обеспечить существенные измерения?
¾ Представляет ли действующая система контроля менеджерам информацию, на основе которой можно действовать в разумных временных рамках?
Функция контроля не является конечным пунктом всего процесса управления организацией. На практике такого конечного пункта не существует вообще, т.к. каждая управленческая функция движима другой. Возникает своего рода постепенное круговое движение. Например, информация, полученная в процессе контроля, может использоваться на этапе планирования, организации и мотивации сотрудников.
Менеджеры высшего звена большую часть своего рабочего времени тратят на осуществление функций планирования и контроля, а более низкого уровня больше заняты подбором кадров, организацией их труда. Однако на всех уровнях управления они в определенной мере используют и выполняют все четыре функции управления: планирования, организации, мотивации и контроля [40, С. 204].
Назначение функции контроля состоит в обнаружении на ранней стадии отклонений от намеченных действий и принятии своевременных мер по их устранению.
Содержанием функции контроля является:
- сбор, обработка и анализ информации о фактических результатах деятельности (материалы обратной связи);
· сравнение фактических данных с плановыми и выявление отклонений;
· анализ причин отклонений;
· разработка мероприятий по достижению намеченных целей с учетом фактического положения дел в компании и их реализация.
В зависимости от предмета контроля различают:
· финансовый контроль;
· контроль за качеством продукции;
· контроль за ценообразованием компании;
· административный контроль.
Инфраструктурой функции контроля являются:
· автоматизированные информационные системы;
· компьютерная техника;
· современные средства транспорта и связи;
- определенная степень сочетания централизации и децентрализации в управлении [7, С. 88].