Менеджмент - это управление организацией, функционирующей в условиях рыночной экономики.
Инновационный процесс как фактор антикризисного управления
Инновационный процесс представляет собой подготовку и осуществление инновационных изменений и складывается из взаимосвязанных фаз, образующих единое, комплексное целое. В результате этого процесса появляется реализованное, использованное изменение - инновация. Для осуществления инновационного процесса большое значение имеет диффузия - распространение во времени уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения. Инновационный процесс имеет циклический характер. Учет этих моментов будет способствовать созданию гибких систем организации и управления экономикой.
Современные инновационные процессы достаточно сложны и требуют проведения анализа закономерностей их развития.
Инновационный процесс охватывает цикл от возникновения идеи до её практической реализации. Это процесс создания, распространения и использования новшества. Его структура определяется внутренней предметной логикой инновационной деятельности.
Как правило, инновационный процесс проходит следующие стадии:
возникновение предпосылок нововведения (новые потребности, идеи, научные открытия);
создание новшества;
распределение его среди пользователей, использование новшества;
распространение методов получения новшества (тиражирование технологии);
широкое его создание для насыщения потребности в нём.
В литературе широко представлены и даны различные определения термина «инновация», а также предложена разнохарактерная типология процессов, обусловленных этим явлением.
Под инновациями в широком смысле понимается прибыльное использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера. Период времени от зарождения идеи, создания и распространения новшества и до его использования принято называть жизненным циклом инновации. С учетом последовательности проведения работ жизненный цикл инновации рассматривается как инновационный процесс.
Инновации - это изменение, развитие способов и результатов деятельности людей. Сущность нововведения составляет инновационная деятельность, а содержание - комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства (новшества) для удовлетворения человеческих потребностей, меняющихся под воздействием развития общества. Одновременно это есть процесс сопряженных сданным новшеством изменений в той социальной и вещественной среде, в которой совершается его жизненный цикл.
Результативность способов и средств воздействия при управлении инновациями во многом определяется классификацией инноваций и ее научной обоснованностью.
Научно обоснованная классификация инноваций позволяет четко определить место каждой инновации в их общей системе и отличительные (особенные) характеристики данной инновации. Тем самым создается возможность для эффективного использования определенных приемов управления инновацией - приемов, соответствующих только данной группе инноваций. Научно обоснованная классификация инноваций позволяет также рационально организовать инновационный процесс.
Согласно целевому классификационному признаку, инновации бывают кризисные (реактивные) и стратегические.
Главным признаком, определяющим кризисную инновацию, является решение проблемы реализации товара (работы, услуги) в связи с падением спроса на этот товар и уменьшением объема его продажи, а также решение более сложной проблемы - проблемы выживания хозяйствующего субъекта на рынке в условиях жесткой конкуренции. Кризисная (реактивная) инновация направлена на ликвидацию организационного, производственного, экономического или финансового кризиса хозяйствующего субъекта.
Реактивные инновации обеспечивают способность фирмы вести борьбу на рынке, ее выживание, проявляются в виде реакции на новые преобразования, осуществляемые конкурентом, или на иные сигналы, поступающие из внешней среды.
Стратегические инновации - это нововведения, внедрение которых носит упреждающий характер с целью получения решающих конкурентных преимуществ в перспективе.
По уровню новизны и характеру осуществляемых изменений инновации подразделяются на радикальные и совершенствующие.
По внешнему классификационному признаку инновации бывают в форме продукта и операции.
Инновация в форме продукта представляет собой результат инновации, материализованный в виде вещи (станок, товар, сырье).
Инновация в форме операции представляет собой результат инновации, направленный на осуществление определенного действия и выраженный определенными правилами, инструкциями, условиями действия и т. п. К этим инновациям относятся:
технология производства продукции;
обслуживание населения;
формы торговли;
финансовые операции;
договор банковского счета;
1 2