Менеджмент - это управление организацией, функционирующей в условиях рыночной экономики.
Инновационный процесс как фактор антикризисного управления
операции по поглощению других предприятий;
операций по захвату рынка и т. д.
Структурный классификационный признак показывает, для какой отрасли народно-хозяйственного комплекса или для какой сферы экономических отношений предназначена данная инновация, то есть, каково ее предметное содержание.
В зависимости от предметного содержания различают инновации технические и социальные.
Под технической (продуктовой) инновацией обычно подразумевается объект, внедренный в производство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога. Инновация характеризуется более высоким технологическим уровнем, новыми потребительскими качествами товара или услуги по сравнению с предыдущим продуктом.
Социальные (экономические, организационные, управленческие, культурные) инновации выходят в настоящее время на передний план управленческой деятельности. К социальным инновациям относятся, например, нововведения в системе вознаграждения, создание новых организационных структур, новых форм организации труда, новых способов выработки и принятия решения, принципиально новых форм контроля, а также широкие социально-управленческие преобразования, связанные с изменением системы власти и ответственности, формированием новой организационной культуры и т. п.
Классификационная схема инноваций включает в себя вид и форму инновации.
Вид инновации представляет собой совокупность отдельных инноваций, сведенных в единую группу по определенным приметам (знакам), позволяющим отличить эту группу инноваций от других групп. Например, в инновациях, выделенных по целевому признаку, видами инновации являются кризисная (реактивная) и стратегическая (развития); в инновациях, выделенных по внешнему признаку, видами являются продукт и операция.
Вид инноваций включает в себя формы.
Форма - это группа инноваций, объединенных единым способом существования или единой сущностью какого-либо нововведения. Это новая техника, новый товар, новый страховой продукт, новый туристский продукт (тур, круиз, маршрут), новая технология производства продукции и т.п.
Инновация - это не плод какого-то одного частичного новшества в производственном процессе или в организации управления, а результат совокупности взаимодействий, изменяющих всю систему управления организацией.
В результате инновации ожидается, во-первых, экономическая эффективность, выражающаяся в повышении рентабельности и конкурентоспособности; во-вторых, социальная эффективность, выражающаяся как в повышении качества трудовой жизни, так и в стимулировании процессов самоуправления и самоорганизации.
Инновации являются противоречивой системой с исходным противоречием между инновационной и рутинной деятельностью, так как первая отрицает вторую. Острый характер имеют противоречия внутри самой инновационной деятельности между радикальными и совершенствующими ее видами. Инновациям свойственно также противоречие между целью и стабильностью системы и ее изменением. Разрешение этих противоречий возможно через искусное поэтапное осуществление нововведения: так, чтобы система, меняясь в одних своих элементах, сохранялась как устойчивое образование во всех других. Ряд противоречий определяется разделением труда между участниками инновационного процесса - инициаторами, организаторами, разработчиками, изготовителями, пользователями, а также между участниками инновационного процесса и другими членами организации. Выявление противоречий является методологическим основанием эффективного управления инновационным процессом. Таким образом, в условиях общего ускорения научно-технического прогресса, глобализации и интернационализации рынка, усиления конкуренции инновационность становится ключевым фактором успеха, если не единственным средством выживания предприятия. А стратегическое управление нововведениями - важнейшей задачей антикризисной политике предприятия, выполнение которой во многом зависит от качества принимаемых инновационных решений, от возможности находить такие решения, которые организационно и экономически смогут обеспечить достижение поставленной цели по созданию конкурентоспособной продукции.
АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «МОЛЗАВОД»
1 2