Менеджмент - это управление организацией, функционирующей в условиях рыночной экономики.
Аудит персонала как форма диагностического исследования
Аудит персонала - система консультационной поддержки, аналитической оценки и независимой экспертизы кадрового потенциала организации.
Цель аудита персонала - оценка эффективности и производительности деятельности персонала как одного из важнейших факторов, обеспечивающих прибыльность организации.
Задачи аудита персонала:
§ определить соответствие организационного и кадрового потенциала целям и стратегии развития организации;
§ выявить соответствие деятельности персонала и структуру управления организации существующей нормативно-правовой базе;
§ определить эффективность работы с персоналом по решению задач, стоящих перед персоналом организации, ее руководством, отдельными структурными подразделениями;
§ выявить причины возникающих в организации социальных проблем и определить возможные пути их разрешения или снижения негативного воздействия.
Аудит персонала осуществляется на основании общепризнанных для любой аудиторской проверки принципов: профессионализм, независимость, достоверность, честность, объективность, сопоставимость с международным правом.
Аудиту подлежат три основные области:
1. процессы - управленческие и кадровые, их соответствие стратегическим целям и задачам организации, технологическому уровню;
2. структуры - эффективность организационной структуры, ее адекватность реализуемым процессам;
. персонал - качество, численность, распределение внутри организации, наличие кадрового резерва, качество резерва.
Определить кадровый потенциал одним показателем невозможно. Поэтому применяется система показателей, отражающая различные стороны трудового потенциала организации. К ним можно отнести следующие показатели:
§ анализ списочного состава работников по социально-демографическим характеристикам;
§ анализ структуры кадрового состава по психологическим характеристикам;
§ оценку укомплектованности кадрового состава в целом и по уровням управления, включая оценку обеспеченности персоналом технологического процесса;
§ оценку соответствия образовательного и профессионально-квалификационного уровня персонала, степени его подготовленности требованиям производственной деятельности;
§ анализ структуры кадрового состава на соответствие требованиям технологии и классификатору должностей;
§ проверку и анализ данных об использовании рабочего времени;
§ оценку текучести кадров и абсентеизма, изучение форм, динамики причин движения работников, анализ потоков перемещений внутри организации, состояния дисциплины труда;
§ определение в динамике количества работников, занятых неквалифицированным и малоквалифицированным трудом, тяжелым ручным трудом;
§ исследование социальных аспектов трудовой деятельности (мотивации труда, профессионально-квалификационного роста, семейного положения, обеспеченности жильем и др.);
§ сбор и анализ данных об уровне санитарно-гигиенических производственных и бытовых условий (состояние рабочих мест, мест общественного питания);
§ диагностику управленческого, инновационного потенциала персонала организации, его способности к обучению.
Таблица 1.1. Основные параметры аудита кадровых процессов
Кадровые процессы |
Содержание аудита кадровых процессов |
1. Планирование трудовых ресурсов |
· Оценка наличных ресурсов, целей, условий и перспектив развития организации, будущих потребностей в персонале · Оценка программ с точки зрения соответствия целям, организационной культуре, перспективам развития организации |
2. Набор персонала |
· Оценка перспектив внутренних и внешних источников привлечения персонала с точки зрения актуальной ситуации и стратегии развития организации · Оценка адекватности предлагаемых к использованию методов набора с точки зрения требований к персоналу, кадровой стратегии и тактике организации |
3. Отбор персонала |
· Оценка результативности разработанной программы оценочных процедур · Анализ изменений кадрового потенциала организации |
4. Адаптация персонала |
· Оценка эффективности имеющихся методов адаптации персонала · Выявление проблем, возникающих в период адаптации |
5. Система стимулирования |
· Оценка соответствия разработанных принципов, структуры зарплаты и льгот условиям на рынке труда, производительности и прибыльности организации · Проведение сравнительных исследований, определение эффективной системы вознаграждения |
6. Обучение персонала |
· Оценка программ с точки зрения эффективности обучения, практической ориентированности, формирования мотивации к труду, создания благоприятной атмосферы в рабочих группах · Разработка и апробация альтернативных программ |
7. Оценка трудовой деятельности |
· Оценка результативности использования методик · Адаптация эффективных методик оценки |
8. Перемещения сотрудников |
· Оценка эффективности используемой системы кадрового мониторинга, адаптация компьютерных методов кадрового мониторинга · Оценка результативности методов планирования карьеры · Оценка адекватности программ развития персонала целям, стратегии и состоянию развития организации |
9. Подготовка руководящих кадров |
· Анализ и проектирование управленческой деятельности в организации · Оценка управленческого потенциала и определение потребности в подготовке управленческого персонала |
10. Мониторинг социально-психологической ситуации и организация коммуникации внутри организации |
· Диагностика кадровых процессов и социально - психологического климата, оценка уровня социальной напряженности в организации · Диагностика организационной культуры, типа управленческой команды, оценка уровня их соответствия другим элементам организации (целям, структуре, технологии, финансам, системе управления, кадровому составу) · Определение потребности в подготовке и реализации программ развития внутриорганизационных коммуникациях |
1 2