Менеджмент - это управление организацией, функционирующей в условиях рыночной экономики.
Определение миссии и целей
Выбор миссии и целей организации является первым и самым ответственным решением при стратегическом планировании. Миссия и цели служат ориентирами для всех последующих этапов планирования и одновременно накладывают определенные ограничения на направления деятельности организации при анализе альтернатив развития.
Организация должна искать свою миссию во внешнем окружении, так как только постоянное поддержание социальной значимости обеспечивает ей выживание и устойчивое функционирование в будущем. Прибыль никогда не может провозглашаться главной целью организации, потому что прибыль - это сугубо внутренняя проблема, хотя и очень важная.
В случае стратегического менеджмента особенностью процесса планирования является устремленность в будущее. Мы двигаемся от частного к общему, что соответствует движению от настоящего к будущему, графически данный процесс можно изобразить следующим образом (рис.1):
Рис.1. Пирамида планирования в стратегическом менеджменте
При этом при движении от подножия пирамиды планирования к вершине, вопросы, на которые мы отвечаем, меняются так:
Что конкретно надо сделать?
Чего в целом необходимо добиться?
Зачем мы работаем?
Миссия - это понятие, которое иногда используется для определения цели или здравого смысла какого-либо вида деятельности. Наиболее широко он используется на функциональном уровне в крупных деловых организациях. Существует широкое и узкое понимание миссии. В случае широкого понимания миссия рассматривается как констатация философии и предназначения, смысла существования организации. Философия организации определяет ценности, верования и принципы, в соответствии с которыми организация намеревается осуществлять свою деятельность. Предназначение определяет действия, которые организация намеревается осуществлять, и то, какого типа организацией она собирается быть. Философия организации обычно редко меняется. Что касается второй части миссии, то она может меняться в зависимости от глубины изменений, которые могут происходить в организации и в среде ее функционирования.
В том случае, если имеется узкое понимание миссии, она рассматривается как сформулированное утверждение относительно того, для чего или по какой причине существует организация, то есть миссия понимается как утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобной. Правильно сформулированная миссия, хотя и имеет всегда общий философский смысл, тем не менее, обязательно несет в себе что-то, что делает ее уникальной в своем роде, характеризующей именно ту организацию, в которой она была выработана. Миссия - это цель, для которой организация существует и которая должна быть выполнена в плановом периоде. Миссия является комплексной целью, она включает как внутренние (например, повышение производительности), так и внешние (например, связанные с конкуренцией) ориентиры деятельности фирмы, выражая таким образом суть того успеха, которого должна добиться организация. Содержание миссии должно включать в себя следующие основные пункты:
1. описание продуктов и/или услуг, предлагаемых организацией;
2. характеристики рынка - организация определяет своих основных потребителей, клиентов, пользователей;
. цели организации, выраженные в терминах выживания, роста доходности;
. технология: характеристика оборудования, технологических процессов, инноваций в области технологии;
. философия: здесь должны быть выражены базовые взгляды и ценности организации, служащие основой для создания системы мотивации;
. внутренняя концепция, в рамках которой организация описывает собственное впечатление о себе, указывая источники силы, основные слабости, степень конкурентоспособности, фактор выживания;
7. внешний образ компании, ее имидж, подчеркивающий экономическую и социальную ответственность компании перед партнерами, потребителями, обществом в целом. В этой части миссия должна передать впечатление, которое фирма хочет произвести на внешний мир. Стратегические цели формулируются и устанавливаются в рамках миссии и определяют развитие компании. Они будут значительной, задающей частью процесса стратегического управления лишь в том случае, если они правильно сформулированы, эффективно представлены, а руководство информирует о них и стимулирует их осуществление во всей организации. Правильно организованный процесс выработки целей предполагает прохождение четырех фаз:
. выявление и анализ тех тенденций, которые наблюдаются в окружении;
2. установление целей для организации в целом;
. построение иерархии целей;
. установление индивидуальных целей.
Когда цели определены, их нужно исследовать на предмет качества. Основными критериями являются:
· максимально возможная конкретность целей, т.е. чем более конкретно сформулирована цель, тем легче ее достичь;
1 2