Менеджмент - это управление организацией, функционирующей в условиях рыночной экономики.
Стратегическое управление организацией в условиях рынка
Термин «стратегическое управление» был введен в обиход на стыке 60-х - 70-х гг. для того, чтобы отражать отличие управления, осуществляемого на высшем уровне, от текущего управления на уровне производства. Необходимость проведения такого различия была вызвана в первую очередь изменениями в условиях осуществления бизнеса.
Стратегическое управление можно определить как такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности в результате позволяет организации выжить и достигать своей цели в долгосрочной перспективе.
Стратегический менеджмент призван решать три основные задачи:
1. Управление стратегией на рынке: разработка, реализация и уточнение стратегии, обеспечивающей победу на рынке. Стратегия - это средства, с помощью которых меняются взаимоотношения организации с партнерами и конкурентами. За счет этого она получает конкурентные преимущества.
2. Управление организацией: внутренние перемены организации, определяющие ее действия на рынке и направленность этих действий. Без подобных перемен организация не может надеяться изменить свои топ-характеристики (совокупность технического оснащения компании, ее организационной структуры и профессионального мастерства ее руководителей и сотрудников). Это позволяет ей адекватно реагировать на изменения окружающей среды, адаптироваться к ним и использовать в своих целях.
. Реализация стратегического менеджмента: Взаимодействие между стратегией (тем, что, организация делает на рынке) и организационными процессами (тем, что происходит в самой организации).
Основными элементами системы стратегического управления являются:
· определение миссии и целей («дерева целей») организации;
· анализ внешней среды организации;
· внутренняя диагностика - оценка сильных и слабых сторон организации;
· разработка, оценка и выбор альтернативных стратегий по конкретным подсистемам организации;
· разработка и развернутое определение корпоративной стратегии как программы конкретных действий для достижения поставленных целей;
· реализация стратегии;
· оценка результатов деятельности, анализ ситуации на рынке;
· обратная связь, т.е. внесение корректив в долгосрочные основные направления деятельности, в цели, в стратегию или ее осуществление в свете приобретенного опыта, изменившихся условий, новых целей или новых возможностей.
Суть стратегического управления - эффективная адаптация организации к внешней среде. В связи с этим можно дать определение стратегического менеджмента.
Стратегический менеджмент - процесс управления, направленный на разработку и осуществление стратегий и планов организации, поддерживающих ее длительную жизнеспособность в постоянно изменяющейся внешней среде.
Важную роль в стратегическом менеджменте играет стратегия.
Стратегия - это набор правил, которыми руководствуется организация при принятии управленческих решений. Вместе с тем стратегию можно рассматривать как общий комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии и достижение хозяйственных целей организации с учетом ее научно-технического потенциала и производственно-сбытовых возможностей.
1 2