Менеджмент - это управление организацией, функционирующей в условиях рыночной экономики.
Оценка внешней среды, конкурентный анализ
Перед началом процесса формирования стратегического плана необходимо дать краткую характеристику объекта исследования, используя ряд факторов долгосрочной и краткосрочной оценки.
Факторы долгосрочной оценки
Российский рынок потребительского кредитования в последние годы характеризуется стремительным ростом. Эта тенденция, по мнению экспертов, в ближайшие годы сохранится.
Развитие экономики и увеличение доходов населения положительно сказались на росте кредитного рынка. Это позволило расширить круг потенциальных заёмщиков, как за счёт увеличения числа клиентов, которые могут обратиться за кредитом и в отношении которых будет вынесено положительное решение, так и в росте предложения платных услуг которыми они могут воспользоваться.
К основным факторам роста можно также отнести всё большее проникновение банковских услуг в регионы, где экономическая ситуация улучшается. Так, по данным ЦБ, несмотря на рост выданных кредитов по Москве и Московской области на 17,34%, их доля за 2008 год снизилась на 5,52 процентных пункта до 19,61%. Конкуренция на региональных рынках не так высока, а число кредитоспособного населения растёт. При этом стоит отметить, что всё чаще в виде перспективных городов рассматривают не только административные центры, где чаще всего уже присутствуют крупные федеральные банки, но и средние по количеству жителей населенные пункты.
В крупных городах, с насыщенным рынком банковских услуг, появилась тенденция к обострению борьбы за уже существующих клиентов. Это дало толчок к развитию программ лояльности банковских клиентов, как в виде предоставления льгот и скидок при повторном обращении, так и в повышении сервиса обслуживания.
Значительное влияние на рынок оказало вступление в силу требования ЦБ о раскрытии эффективной ставки. Это привело к пересмотру большинством банков своих программ, многие при этом отказались от комиссий.
Основными движущими силами спроса физических лиц на кредиты являются рост реальных располагаемых доходов населения, а также активная маркетинговая и рекламная политика банков, продвигающих свои кредитные продукты, производителей и продавцов товаров, стремящихся поднять объемы продаж.
Вероятность существенного замедления темпов роста реальных располагаемых доходов граждан в настоящее время достаточно мала. В связи с этим относительное улучшение материального благополучия граждан станет основным стимулом к столь же интенсивному развитию рынка кредитования физических лиц в ближайшие пять-шесть лет.
По прогнозам многих аналитиков к концу 2010 года остаток ссудной задолженности физических лиц, при условии сохранения темпов роста ВВП на уровне 5-6% в год, может превысить 4,5 трлн. Руб. Среднегодовые темпы прироста рынка будут находиться на уровне 35%, а сам объем рынка за будущие несколько лет вырастет более чем в 4 раза. При этом объеме валового внутреннего продукта доля потребительских кредитов увеличится с 3,7% до 11-12%.
Несмотря на быстрые темпы роста, потребительские кредиты в России на сегодняшний день составляют довольно малую часть банковских активов (менее 15%). Основная часть потребительских кредитов приходится на залоговые кредиты - автокредитование и ипотеку. Просроченные кредиты составляют менее 0,5% активов банков.
Рост рынка потребительского кредитования сопровождается увеличением банковских рисков, прежде всего кредитного риска и риска ликвидности. По неофициальным данным, доля проблемных кредитов в России составляет 5-6%, по официальным данным - 1,3%.
1 2