Менеджмент - это управление организацией, функционирующей в условиях рыночной экономики.
Стратегия и стратегическое планирование
В широком смысле стратегия - это выработка подхода к достижению поставленных целей. Существуют разные модели выработки стратегии.
Б. Карлоф в книге «Деловая стратегия» (М.: Экономика, 1991) называет три модели выработки стратегии.
Дайте сравнительную характеристику каждой модели.
Плановая модель |
Модель предпринимательского типа |
Модель обучения на опыте |
Стратегия - это обдуманный, полностью осознанный и контролируемый мыслительный процесс; Эта модель рассматривает стратегию как процесс планирования, результат относительно стандартен и обычно выражен в виде позиций; В соответствии с моделью познается штаб исполнителей и главный исполнитель, который отвечает за разработку стратегии; Модель предполагает, что за разработку стратегии обязательно последует её реализация; Модель предполагает достижение определенного стратегического положения в конкуренции. |
Стратегия - это полусознательный процесс, который происходит в уме лидера предприятия; Длительное изучение логики функционирования отрасли, в которой предприятие работает, и глубокое осмысление имеющихся тенденций дают сценарий, в соответствии с которым бизнес должен развиваться в будущем; Это видение служит «зонтиком», под которым могут приниматься конкретные решения, разрабатываться дополнительные планы и предприниматься соответствующие действия; Чтобы сохранить свою гибкость и плодотворность этот сценарий должен иметь неформальный или личный характер. |
Стратегия - это развивающийся и одновременно повторяющийся процесс, требующий взаимоотдачи и восприимчивости. Модель формулируется под воздействием внешних импульсов, получаемых в процессе её реализации. Стратегия постоянно «вылечивается» и корректируется. Характер разработки стратегии приводит к тому, что деятельность фирмы и поведение сотрудников дополняются повышенным содержанием. Процесс разработки стратегии может быть спонтанным или управляемым. |
Наиболее часто употребляемое определение стратегического планирования звучит так: «Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, принятых руководством фирмы, которые ведет к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь фирме (организации) достичь своих целей».
Проанализируйте определение стратегического планирования с позиций моделей выработки стратегий и выводы запишите.
Стратегический план - это обдуманный процесс, который должен включать реализующиеся последовательно детализированные планы; это совокупность главных целей фирмы, способов их достижения. Стратегический план включает совокупность глобальных идей развития бизнеса. Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными.
Ознокомтесь с примерами возможных специфических стратегий, приведенных ниже.
Название |
Суть стратегии |
Ожидаемые последствия |
1.Стратегия низкой цены |
Цена на продукцию устанавливается существенно ниже, чем конкурентная цена. Щедрое финансирование рекламы. Стремление захватить большую долю рынка |
Высокая выручка от продаж. Низкая норма прибыли. Высокая чувствительность к незначительным ошибкам руководства. Финансовая неустойчивость |
2.Стратегия высокой цены |
Цена на продукцию устанавливается существенно выше конкурентной. Высокие вложения в рекламу с целью убедить в превосходных качествах продукции |
Умеренный объем продаж. Высокая норма прибыли. Привлечение внимания конкурентов |
З.Стратегия медленного роста |
Цена на продукцию устанавливается на уровне конкурентной. Значительная доля прибыли реинвестируется в производство и вкладывается в рекламу |
Медленное развитие. Довольно высокая устойчивость фирмы |
4.Стратегия экономии на производстве |
Установление цены несколько выше конкурентной. Щедрое финансирование рекламы. Минимальные вложения в производство |
Высокая норма прибыли. Большой риск потерять рынок |
5. Производственная стратегия |
Установление цены на уровне конкурентной. Умеренное финансирование рекламы. Усилия на снижение себестоимости, снижение потерь от брака, поиск более дешевых поставщиков |
Возможна высокая норма прибыли, Финансовая устойчивость |
6. Стратегия инновационного лидера |
Высокие вложения в научные исследования и разработки |
Повышение индекса уникальности. Появление продукции нового поколения. Завоевание рынка |
1 2