Менеджмент - это управление организацией, функционирующей в условиях рыночной экономики.
Основные характеристики технологий
Изобразите и охарактеризуйте основные виды технологий:
<D:\Рабочий стол\ВУГАР 125\страт планир\Documents and SettingsАдминистраторМои документыТекстыО менеджментеАнсоффwww.emsi.rubk-ans-image26.gif>
Рис. 5.1
Стабильная технология в основном остается неизменной в течение всего жизненного цикла спроса. На участке ускоренного роста (G1) продукция, предлагаемая различными конкурентами, аналогична и остается в основном неизменной. Конкуренция идет по линии цен и качества изделий. Когда расширение производства наблюдается на стадии G2, то это достигается главным образом путем улучшения отдельных параметров и конструкции изделия, а не за счет прогресса в технологии.
В основном в отраслях со стабильной технологией в течение периодов G1и G2 рост объема продаж связан с увеличением прибыльности. Отрасль, которая остается технологически стабильной на участках G1 и G2, может оказаться в условиях «плодотворной» технологии на этапе своей зрелости (М). В период зрелости (участок М) разработка и выпуск новой продукции используются также для проникновения в менее насыщенные области спроса.
Рис. 5.2
Плодотворная технология. Основная технология сохраняется длительный период, но разрабатываются сменяющие друг друга поколения продукции с лучшими показателями и более широким диапазоном применения. В рамках «плодотворной» технологии разработка новых видов продукции становится решающим фактором достижения экономического успеха. Новейший продукт с наилучшими показателями захватывает рынок. Однако, с другой стороны, его ведущая роль может оказаться краткосрочной из-за появления столь же или более эффективных продуктов, предлагаемых конкурентами. В результате фирмы находятся под постоянным давлением необходимости инновации.
В отраслях с «плодотворной» технологией может возникнуть ситуация «процветания без прибыли» при значительном росте производства прибыльность низка или даже возникают убытки, потому что интенсивная конкуренция ведет к снижению цен, а короткий жизненный цикл продукции не позволяет вернуть средства, затрачиваемые на выпуск сменявшихся поколений.
Рис. 5.3
Изменчивая технология. В этот период жизненного цикла спроса, помимо новых изделий, наблюдается появление сменяющих друг друга базовых технологий. Смена технологии имеет более глубокий эффект, чем появление новой продукции, так как угрожает моральным устареванием всем инвестициям фирмы в предшествующую технологию НИОКР, ведущий научно-технический персонал, производственные фонды.
Внутри фирмы переход к новой технологии труден не только с финансовой стороны, но также с культурной и политической, так как она подрывает сложившуюся у научно-технического персонала и влиятельных руководителей схему действий по достижению успеха. Кроме того, новая технология угрожает их позициям власти и влияния в фирме.
Приведите примеры названных технологий.
Стабильная - выпечка хлеба, производство кондитерских изделий, технология выплавки металла.
Плодотворная - ЭВМ, фармацевтика, химическая промышленность, автомобилестроение.
Изменчивая - производство телевизоров, бытовой техники, энергетика.
Определите вид технологий по каждой СЗХ Вашей фирмы
В основном во всех СЗХ представлена стабильная технология, однако современные условия ведения бизнеса предполагают постоянное совершенствование некоторых параметров продукции и модернизацию.
Сформулируйте основные пути учета различных технологий в процессе формирования и планирования корпоративной стратегии Вашей фирмы.
1 2