Менеджмент - это управление организацией, функционирующей в условиях рыночной экономики.
Анализ механизмов организационной поддержки инноваций
- средства Государственного бюджета Украины;
- средства местных бюджетов и средства Автономной Республики Крым;
- собственные средства специализированных государственных и коммунальных инновационных финансово-кредитных учреждений;
- собственные или заемные средства субъектов инновационной деятельности;
- средства (инвестиции) любых физических и юридических лиц;
- другие источники, которые не запрещены законодательством Украины [3, ст. 18].
Однако, за 2009-2011 гг. Источниками финансирования инновационной деятельности выступали только собственные средства предприятия, средства Государственного бюджета, средства иностранных инвесторов, прочие источники. Свыше 90% предприятий Украины осуществляли инновации за счет собственных средств, объем которых составлял почти три четверти общего объема расходов (8,0 млрд. грн.). Кредиты на сумму 2,0 млрд. грн. получили 145 предприятий. Средства иностранных инвесторов, объем которых составлял 0,3 млрд. грн. (3,0%), привлекли 23 предприятия. Лишь 44 предприятия получили поддержку госбюджета и 13 - местных бюджетов (их совокупный объем составлял 152,1 млн. грн., или 1,4%).
Наибольший объем инновационных затрат приходится на предприятия:
· металлургического производства и производства готовых металлических изделий (2,8 млрд. грн.);
· машиностроения (2,6 млрд. грн.);
· производства пищевых продуктов, напитков и табачных изделий (1,7 млрд. грн.);
· химической и нефтехимической промышленности (1,6 млрд. грн.).
В разрезе регионов наивысшие показатели инновационных затрат имеют предприятия:
· Донецкой (2,6 млрд. грн.);
· Луганской (1,3 млрд. грн.);
· Днепропетровской (1,2 млрд. грн.);
· г. Киева (1,7 млрд. грн.).
Из общего количества инновационных предприятий 420 реализовывали продукцию, новую для рынка Украины. Ее объем составлял 22,3 млрд. грн., или 3,7% объема реализованной промышленной продукции. Почти половину из них составляли предприятия машиностроения, объем реализации которых составил 9,6 млрд. грн., или 11,2% объема реализованной продукции отрасли. 65 предприятий - по производству пищевых продуктов, напитков и табачных изделий (1,8 млрд. грн. или 2,1%), 51 предприятие химической и нефтехимической промышленности (5,7 млрд. грн., или 15,5%) [20].
Свыше двух третей реализованной инновационной продукции, которая была новой для рынка, приходится на предприятия с численностью работающих от 1 тыс. до 5 тыс. человек, объем которой составлял 15,1 млрд. грн., или 7,2% объема реализованной продукции данной категории предприятий, с численностью 5 тыс. и более - 3,0 млрд. грн. (1,6%), от 500 до 1 тыс. - 2,5 млрд. грн. (3,6%) [18].
Продукцию, которая была новой только для предприятия (уже изготовлялась на других предприятиях, но является новой или существенно улучшенной для данного предприятия) реализовывали 743 предприятия (17,9 млрд. грн., или 3,0% объема реализованной промышленной продукции). Как и в предыдущие годы, значительное их количество составили предприятия: машиностроения - 204 (3,8 млрд. грн. или 4,4%); по производству пищевых продуктов, напитков и табачных изделий - 198 (2,7 млрд. грн. или 3,2%); химической и нефтехимической промышленности - 83 (0,6 млрд. грн. или 1,5%) [21].
Согласно международной методологии был осуществлен опрос промышленных предприятий относительно инновационной деятельности за период 2009-2011 гг. За обследуемые три года инновационной деятельностью занимались 1820 предприятий (или 17,6% общего количества обследованных промышленных), в т.ч.:
· почти 73% осуществляли приобретение машин, оборудования и программного обеспечения для реализации инноваций;
· 34,8% занимались учебой и подготовкой персонала для разработки и внедрения новых или значительно усовершенствованных продуктов и процессов;
· 27,7% осуществляли внутренние НИР;
· 13,5% приобретали внешние НИР для разработки новых или усовершенствованных продуктов и процессов;
· 17,2% занимались рыночным внедрением инноваций (с учетом исследования рынка и рекламной кампании);
· 14,2% осуществляли приобретение других внешних знаний и 25,7% предприятий занимались другими работами, связанными с созданием и внедрением инноваций.