Менеджмент - это управление организацией, функционирующей в условиях рыночной экономики.
Анализ внешней среды предприятия
Сущность анализа состояния внешней среды и деятельности предприятия - в систематическом изучении и оценке контролируемых и неконтролируемых факторов (объектов и событий), относящихся к предприятию. Главной целью такого анализа является получение необходимой планово-прогнозной информации, а дополнительная цель - выявить сильные и слабые стороны самого предприятия, а также и возможностей и рисков, связанных с его внешней средой. [22]
Предприятие должно ограничивать негативные воздействия внешних факторов, наиболее существенно влияющих на результаты его деятельности или, наоборот более полно использовать благоприятные возможности. Под факторами внешней среды понимается сила, с которой изменения одного фактора воздействуют на другие факторы.
В научной литературе существует достаточно много точек зрения по поводу структуры внешней среды, но наиболее широко распространен подход, согласно которому во внешней среде любых организаций выделяют два уровня: микро- и макросреду. В состав компонентов макроокружения входят: экономическая, политическая, правовая, социальная, технологическая, природно-географическая компонента.
Изучив экономические показатели за 2009 - 2011г. в Орловской области и стране в целом, которые характеризуют экономическую компоненту макроокружения ЗАО «Сталькрон» можно сделать вывод, что на данном этапе времени существующие тенденции оказывают неблагоприятное влияние на организацию в целом. [23]
Внешняя среда - окружение, охватывающее большое количество различных факторов, которые могут, так или иначе, воздействовать на функционирование, как в текущем периоде, так и в перспективном.
При рассмотрении влияния на организацию внешнего окружения важно понимать, что характеристики среды отличны, но в то же время связаны с ее факторами. Характеристики взаимосвязанности, сложности, подвижности и неопределенности внешней среды описывают факторы как прямого, так и косвенного воздействия.
Внешняя среда организации включает такие элементы как потребители. Целью анализа внешней среды является получение необходимой планово-прогнозной информации, а также выявление сильных и слабых сторон самого предприятия, возможностей и рисков, связанных с его внешней средой.
Внешние факторы делятся на две основные группы: микросреду и макросреду.
Микросреду еще называют непосредственным деловым окружением организации. Это окружение формирует такие субъекты среды, которые непосредственно влияют на деятельность организации. К ним относят следующие субъекты: поставщики, потребители, конкурентыпосредники, рынок рабочей силы, инфраструктура, законы и государственные органы.
Элементы микросреды ЗАО «Сталькрон» представлены на рисунке 10.
Рисунок 10 - Элементы микросреды ЗАО «Сталькрон»
Основными потребителями выпускаемой продукции являются производители различных отраслей народного хозяйства: ООО НПП «Трост», г. Калуга; «Дорожная компания», г. Щёково; ООО «Технический союз», г. Санкт-Петербург; ЗАО «ПродмашОрел», г. Орел; ОАО «АОМЗ», г.Азов и др.
Фирмы посредники ЗАО «Сталькрон» представлены: ООО «Дормашкомплект», г. Брянск; ООО «Белдоркомплект», г. Белгород; ЗАО «Кординвест», г. Орел; ООО «ЛИС», г. Москва и др.